Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Детско-родительский проект

Путешествие по русской народной сказке

Малова Анна Леонидовна,
воспитатель ОДОД ГБОУ СОШ № 5
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Аннотация.  В статье раскрывается методика использования технологии проектной деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Автор предлагает провести просветительскую работу в среде родителей, познакомив их с ролью русского народного фольклора в дошкольном воспитании и использовать совместное с детьми и родителями создание дидактических игр как средство обобщения представлений детей о русских народных сказках.
Ключевые слова: проектная деятельность, театрализация, придумывание сказок.
Новым приложением к образовательной программе дошкольного образования является рабочая программа воспитания, которая направлена на организацию нравственного уклада дошкольного учреждения, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности дошкольного учреждения, семьи и других субъектов общественной жизни [1].
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Формирование нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня как никогда широко осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Воспитание – это передача общественно–исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производительному труду [4].
Нравственное воспитание – это составная часть единого процесса общественного воспитания [3]. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий: справедливости, добра, зла; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем, чтобы он смог направлять и констатировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять требования к другим людям и оценивать их поступки. Эта вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных склонностей, чувств, привычек, устойчивых моральных качеств личности [4]. Содержание процесса нравственного воспитания в том или ином обществе определяется, прежде всего, его целями. Первые нравственные представления и навыки дети получают в семье и дошкольных учреждениях [6].
Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Кажется, что сказка построена на чисто “бытовом” сюжете: дедушка и бабушка посадили репку…, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка…, но каждое слово этой сказки – как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе – игра творческих сил народного духа [7]. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. В сказках ставится проблема личности педагога, направленности его воспитательных усилий [2]. Отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно. В сказках поднимается также и много других проблем нравственного воспитания. В русских сказках, как и в сказках других народов, явно проводится мысль о том, что человеком может называться только тот, кто трудится. В труде и борьбе человек приобретает свои лучшие качества. Трудолюбие – одна из главных человеческих характеристик. Без труда человек перестает быть человеком.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников [5]. Дети перестали интересоваться книгами. Современные гаджеты поглощают время ребенка. Телевидение, интернет, компьютерные игры – увлечение большинства дошкольников.
Книгу нельзя заменить экраном. Слушая сказку, ребенок проживает маленькую жизнь героев, учится добру, появляется представление о плохом и хорошем, происходит формирование ценностей.
Целью проекта было обобщение знаний и расширение представлений детей о сказках.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи по работе с детьми:
1. Познакомить детей с разными видами сказок: волшебные, сказки о животных, сказки о добре и зле, сказки о взаимоотношениях между людьми;
2. Привлечь внимание родителей к русскому народному творчеству.
3. Продолжить обогащение активного словаря детей новыми словами и устойчивыми выражениями, характерными для русского народного фольклора.
4. Развить коммуникативные навыки детей, творческие способности (составление композиции, желание изображать сказочных героев);
5. Развивать у детей живой интерес к игре-драматизации, театрализованным этюдам.
В работе с родителями нами были реализованы следующие задачи:
1. Повышение интереса родителей к использованию русской народной сказки в семейном воспитании (чтение детям, выполнение совместных творческих заданий, целевые прогулки).
2. Интенсификация взаимодействия родителей с дошкольной образовательной организацией по направлению реализации творческих проектов.
Проект проводился в три этапа.  На подготовительном этапе был составлен план работы; подобраны материалы и информация для реализации проекта (развивающие игры, иллюстрации, электронные презентации, книги с русскими народными сказками); оснащена игровая среда атрибутами к сюжетно-ролевой и театрализованной игре на тему русских народных сказок, а также проведено анкетирование родителей.
На основном этапе проходило чтение русских народных сказок, изготовление на занятиях по художественно-эстетическому развитию героев русских народных сказок, используемых в сюжетных играх по прочитанным сказкам. В работе с родителями нами был составлен маршрут выходного дня - интерактивный музей «Сказкин дом». В процессе работы над проектом дети познакомились со сказками: «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Волк и семеро козлят». Была проведена работа по знакомству с книжной иллюстрацией, обсуждение с детьми характера и поступков персонажей сказок. Совместно с родителями дети выполнили ряд творческих работ, что позволило им глубже познакомиться с миром народной сказки.
На итоговом этапе проекта была создана маршрутная игра «Путешествие по русским народным сказкам» в сотворчестве с детьми и родителями. Презентация маршрутной игры проходила на уровне детского сада. Также была организована выставка детско-родительских работ для детей средней и старшей групп.
В ходе проекта проводилась педагогическая диагностика, которая позволила выявить возросший интерес детей к русской народной сказке и включение родителей в проектную деятельность. В педагогической диагностике использовались методы анкетирования и включенного наблюдения. Результаты диагностики свидетельствуют, что дети стали интенсивнее проявлять интерес к русским народным сказкам: дети чаще стали подходить к книжному уголку, брать и рассматривать книги со сказками, начали узнавать героев русских народных сказок на иллюстрациях книг, проигрывать сюжеты сказок, распределяя роли самостоятельно. В результате проведения данного проекта дети совместно с родителями познакомились с русскими народными сказками, изготовили поделки и рисунки для организации выставки в детском саду
Позитивные изменения замечены и в среде родителей. На 60% повысилось включенность родителей в проектную деятельность по сравнению с предыдущим проектом.
По результатам проекта можно сделать вывод: русские народные сказки, несмотря на активное развитие современного мира, не теряют своей актуальности, продолжают вызывать интерес, знакомить с добром и злом, взаимоотношениями между персонажами сказок, которые проецируются на межличностные отношения детей в жизни.
.
Литература:
Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. № 712 “О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”
Антипова И.Г. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через русские народные сказки». Интернет-источник: www.maam.ru/  Доступ: 31.03.2021.
Воловникова Г.М. Педагогический словарь. - М.: АПН, 1961.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: «Просвещение», 2009.
Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Академия, 1999.
Каирова И.А. Азбука нравственного воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев.: Радяньска школа, 1974 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»