Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с родителями по организации труда в группе
и в природе с детьми младшего возраста


Останина Светлана Борисовна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 84
Красносельского района Санкт-Петербурга
Трудовое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром в наше время является актуальной темой. В настоящее время современные родители уделяют большое внимание умственному и интеллектуальному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не думают о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые навыки и умения, которые не только воспитывают усердие, целеустремленность, самостоятельность, но и ребенку легче приспособиться в социальном окружении.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у дошкольников сознательного отношения к склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность. Трудолюбие и способность к трудовой деятельности воспитывается с раннего детства. Формировать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста, так как трудовая деятельность является важным средством развития личности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально коммуникативном развитии- это формирование положительного отношения к различным видам творчества и труда; формирование основ безопасного поведения в быту, природе, социуме. «Для детей дошкольного возраста- ряд видов деятельности реализовываются в самообслуживание и элементарной бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал». Большая роль знаний в развитии трудовых умений и навыков. Зная о потребностях животных и растений, что это- живые организмы за которыми нужно ухаживать, дети будут стремиться овладеть различными методами ухода за животными и растениями и правильно выбрать их в том или ином случае. Знания о природе стимулируют ребенка бережно относится к ней. Добрые поступки и дела подкрепляются осознанием необходимости и правильности такого поведения в целях сохранения природы. Однако положительное отношение к природе невозможно сформировать только на основе получаемых знаний. Труд в природе - проявление активной заботы о ней.
Работая в детском саду, я использую картотеку дидактических игр созданную по ознакомлению детей с трудом взрослых: «Кому что нужно для работы», «Что хочет делать Маша?», «Кукла заболела», «Врач и медсестра», «Накроем стол для куклы», «Назови профессию», «Угадайте, что я делаю» и другие. Также собрала альбом иллюстраций «Профессии детского сада», «Профессии». Альбомы «Ухаживаем за растениями»; «Мой домашний питомец и уход за ним»; «Огород и как за ним ухаживать». Фотоальбомы с фотографиями родителей, бабушек, где, кто работает. Подготовила презентации и Mimeo презентации «Угадай чья профессия»; «Вкусная профессия», «Кому, что нужно для работы», «Поможем доктору собрать чемоданчик», «Где что растет» и другие.
Разнообразила предметно-развивающую среду настольно-печатными играми: «Кем быть», «Почтальоны», «Поликлиника» и дидактическими играми «Наш первый урожай», «Волшебно семечко»; атрибутами для сюжетно-ролевых игр: наборы парикмахера, продавца, доктора, повара, плотника, муляжи овощей и фруктов. Провожу огромную работу совместно с родителями мы сшили костюмы доктора, парикмахера, продавца, повара, форму для дежурных.
Пополнила оборудование для ухода за растениями в группе и в огороде: фартуки, лейки, опрыскиватели, салфетки, грабли, лопатки.
Совместные проекты «Витамины для ребят» -  проращиваем лук, в группе, и дома, делимся своими успехами и фотографиями, как ухаживаем за ним, наблюдениями, как он прорастает, а потом угощаемся уплетая его с супом.        
Проект «Наша клумба хороша» - совместно с родителями и детьми разрабатываем землю, высаживаем цветы, ухаживаем и любуемся нашим результатом. Дети и родители видят непосредственный результат своего труда.
Труд в природе очень любимый детьми вид трудовой деятельности. В процессе трудовой деятельности в природе у ребенка формируется ответственность за тех, кто беззащитнее его.   Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яркие положительные эмоции. Труд в природе особенно ответственен, потому что небрежность и забывчивость могут нанести вред растениям.
Дети с особым теплом заботятся о растениях: протирают листья комнатных цветов от пыли, опрыскивают, поливают, удаляют сорняки с грядок с овощами и на клумбах  и дома помогая своим родителям.
 
 Так же в группе имеется уголок дежурства. Дети помогают помощнику воспитателя накрывать и убирать со столов, помогают мне в подготовке к занятиям. Поручения и дежурства стали постоянными формами труда в группе и дети достигли определённых успехов. Дети выполняли трудовые поручения дома и довольные родители приходя в детски сад, делятся друг с другом о успехах в трудовом воспитании их детей.
Проект «Мы поможем нашим книжкам и игрушкам» - в группе и дома, вместе с детьми мы ремонтируем (лечим) игрушки и книги. Делимся опытом как лучше это сделать. Очень важно, что бы ребенок понимал социальную значимость труда в этом ему помогают взрослые дома, а педагоги в детском саду. При таком понимании у детей обнаруживается наиболее высокий уровень трудовой деятельности: инициатива, товарищеская взаимопомощь, хорошее и качественное выполнение трудовых процессов. Очень важно во время труда свободное и непринужденное общения детей со взрослыми и сверстниками.
 Важнейшей составляющей трудового развития ребёнка – формирование его личности является воспитание у него трудолюбия. Трудолюбие –проявляется в потребности включиться в трудовую деятельность, в способности испытывать радость в ее процессе, в умении преодолевать трудности и достигать цели. Трудолюбие формируется только в труде. Хорошо выполненная работа должна вызывать у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.
Таким образом, совместная  работа с родителями и детьми мое группы, помогает нам добиваться хороших результатов в трудовом воспитании дошкольников.
Используемая литература:
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2. Федеральный закон об Образовании в РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Р.С.Буре Дошкольник и труд. Библиотека воспитателя, Издательство: Мозаика- Синтез,2011г.
4. Иванова А.А, Гусева Н. П, Лабутина, Н, В.;Редактор: Гусовская В. В. Трудовое воспитание дошкольников. Методическое пособие для воспитателя детского сада. ФГОС.Издательство: Вентана-Граф, 2016 г, 72с.
5. Кравцов Г. Личность формируется в семье // дошкольное воспитание. -1991
6. Крухлет М. В. //Дошкольник и рукотворный мир, «Детство-Пресс» СанктПетербург, 2000. : 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»