Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Педагогический проект

Пословицы и поговорки - это интересно

Антонова Ю.А., учитель-логопед;
Сафронова Н.С., Чеченёва И.С., воспитатели
ГБДОУ детский сад № 96 комбинированного вида
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
 1. Информационная карта проекта
Полное название проекта: «Пословицы и поговорки-это интересно»
Авторы проекта:
Учитель-логопед: Антонова Ю.А.
Воспитатели: Чеченёва И.С., Сафронова Н.С.
Вид проекта: творческий, комплексный
Тип проекта: краткосрочный, коллективный.
Продолжительность проекта: с 15.02.2021г.-20.02.2021г.
Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.
Возраст детей: дошкольники старшего возраста, 6-7 лет.
Актуальность.
В последнее время в педагогической литературе не часто встречается использование пословиц, поговорок в логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи. В психолого-педагогической литературе, посвященной обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи, до недавнего времени не сложилось целостной системы использования малых форм устного народного творчества в логопедической работе.
Анализируя литературу, мы пришли к выводу, что многие исследователи отмечают наличие специфических особенностей формирования познавательной и речевой деятельности у детей с ОНР. Среди характерных черт выделяются различные нарушения фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, недостаточная сформированность связного рассказа.
После проведенного обследования детей с ОНР, было выявлено, что большинство детей не используют различные фольклорные формы в конкретных речевых ситуациях; путают между собой пословицы и поговорки; очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц; допускают ошибки в образовании разных грамматических форм, у них вызывает затруднение правильное построение предложений. Некоторые дети употребляют слова и выражения, не точно понимая их смысл. Это связано с возрастными и индивидуальными особенностями.
Проведенное обследование, позволило определить следующие направления работы: изучение методической литературы, изучение пословиц и поговорок, подбор материала с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка и группы в целом; систематизация форм, методов, приёмов с помощью пословиц и поговорок и применение их в коррекционно–логопедической работе на занятиях с детьми ОНР; работа в сотрудничестве с родителями и воспитателями.
Использование малых жанров фольклора (пословиц, поговорок) во все направления коррекционной работы предполагает комплексное воздействие на все стороны речи детей. 
Цель:  Создать условия для обогащения образной речи детей посредством
использования малых фольклорных форм (пословиц и  поговорок).
Задачи:
Образовательные: 
1.Продолжать знакомство с жанром устного народного творчества - пословицы и поговорки.
2.Обогащать словарный запас детей (пословицами и поговорками).
3.Формировать представление о роли и значении пословиц и поговорок в жизни.
4.Побуждать детей самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки, выражая с их помощью своё отношение к окружающему.
5.Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают.
5.Формировать грамматический строй речи, связную речь.
6.Формировать понимание многозначности слов, развитие красочности и связности высказывания 
7.Автоматизировать поставленные звуки в процессе речевого общения.
Развивающие:
1.Развивать общую моторику детей посредством народной игры.
2. Развивать  умения и навыки при работе над созданием книги.
2.Развивать наглядно-образное воображение, мышление, творческие способности, интонационную и мимическую выразительность речи. 
Воспитательные:
 1.Воспитывать стремление и интерес к народной культуре через разучивание пословиц,
2.Привлекать внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова;
3.Воспитывать стремление справедливо оценивать свои действия и действия людей, желание радовать старших хорошими поступками.
4.Воспитываем правильное и бережное отношение к книге.
Для успешной реализации проекта, необходимо создать следующие условия: 
  1. Оформить папку с методическими рекомендациями по применению пословиц и поговорок в разных режимных моментах в соответствии с возрастом детей.
  2. Начать сбор народных пословиц и поговорок.
  3. Подобрать художественные литературные произведения, отражающие смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.
  4. Подобрать иллюстрационный материал.
  5. Завести картотеку видов и форм работы с детьми по использованию пословиц и поговорок.
  6.  Подобрать консультации для работы с родителями по использованию пословиц и поговорок.
  7. Подобрать иллюстрационный материал, отображающий смысл пословиц и поговорок.
  8. Оформить совместно с родителями альбом иллюстраций к пословицам и поговоркам, наиболее часто используемым в семье.  
Предполагаемый результат:
Дети умеют понимать и сознательно использовать в собственной речи пословицы и поговорки.
Привлечь  внимание родителей к необходимости расширения образного
словаря детей.
Обогатить эмоциональный и познавательный опыт детей. 
Продукты проекта:
  1. Коллективная работа – Книга «Пословицы и поговорки – это интересно»
  2. Презентация «Кладезь народной мудрости»
  3. Выставка книг  «Мир пословиц и поговорок»  
Этапы реализации проекта:
I Подготовительный:
  1. Знакомство родителей с целью и задачами проекта.
  2. Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о пословицах и поговорках
  3. Подбор методической, художественной литературы, составление конспектов образовательной деятельности, наглядного и дидактического материала по данной теме.
  4. Разработка плана реализации проекта.
  5. Разработка перспективного планирования по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  6. Составление конспектов по интегрированной НОД.
  1. Создание предметно-развивающей среды в группе: оформление выставки «Мир пословиц и поговорок»
5.Среда формируется в соответствии с требованиями ФГОС.
II Основной:
  1. Интеграция проекта с календарно-тематическим планированием.
  2. Организация тематического досуга по теме.
  3. Проведение консультации на сайте группы для родителей и в родительском уголке.
  4. Пополнение развивающей среды.
  5. Организация творческой выставки детских работ.
  6. Информация для родителей по теме «Интересный мир пословиц и поговорок»
  7. НОД по разным образовательным областям.
  8. Презентация «Кладезь народной мудрости»
  9. Игровые упражнения, выставка книг, творческие работы детей, дидактические и подвижные игры.
  10. Беседы, разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок.  
III Заключительный:
  1. Итоговое мероприятие: Создание рукотворной книги с детьми по теме проекта.
  2. Повторное анкетирование родителей.
  3. Показ презентации проекта в рамках пед. часа в ДОУ.
  4. Оформление выставки дидактических пособий и методических материалов.   
Этапы работы над проектом «Пословицы и поговорки – это интересно»
ЭТАПЫ ПРОЕКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СРОКИ
РЕАЛИЗАЦИИ
Вводный 1. Оформление папки с методическими рекомендациями по применению пословиц и поговорок в разных режимных моментах и ситуациях в соответствии с возрастом детей.
2.Знакомство родителей с целью и задачами проекта
3. Анкетирование родителей. Выявление знаний и представлений о пословицах и поговорках.
4. Подбор художественных литературных произведений, отражающих смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей.
5. Подбор иллюстрационного материала.
6.Подбор  консультаций для работы с родителями по использованию пословиц и поговорок.
1.Формирование проблемы в игре–драматизации по мотивам стихотворения         С. Михалкова «Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша».
2.Обсуждение положительных и отрицательных сторон, способов решения проблемы в игре «Хорошо – плохо».
3.Побуждение интереса к пословицам и поговоркам, как средству развития чистой речи.
с 15.02.2021г.-16.02.2021г.
 
Основной 1.Совместное рассматривание с детьми собранных иллюстрированных пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни.
2.Привитие навыка слушания и осмысленного восприятия пословиц и поговорок.
3.Разучивание и чтение пословиц и поговорок.
4.Формирование самоконтроля за звуко-наполняемостью слов сложной звуко-слоговой структуры в процессе пересказывания пословиц и поговорок. 5.Привитие интереса к пословицам и поговоркам, семейное чтение пословиц и поговорок.
6.Знакомство с простыми и сложными, народными и авторскими пословицами и поговорками, обогащение словаря детей.
7.Развитие фонематического восприятия, слогового анализа, дифференциации фонем, доступных  возрасту форм  звуко–слогового анализа и синтеза.
8.Совместное изготовление с детьми книги.
9.Организация игр–по пословицам и поговоркам.
1.Чтение пословиц и поговорок с отстукиванием,
отхлопыванием, отшагиванием ритма.
2.Пропевание  пословиц и поговорок с отстукиванием ритма.
3.Выполнение детьми в игровой форме сочетанных артикуляционных, пальчиковых, дыхательно– координационных и голосовых упражнений на занятиях и в повседневной жизни.
4. Создание книги.
( Коллективная работа)
5. Изготовление схем–подсказок пословиц и поговорок с применением мнемотехники. 6.Чтение пословиц и поговорок с использованием схем мнемотехники.
7. Составление рассказов, сочинение сказок по мотивам сюжетов пословиц и поговорок.
8.Обыгрывание пословиц и поговорок в играх.
с 16.02.2021г.-19.02.2021г.
Презентацион-ный Оформление выставки результатов детской деятельности.  Оформление совместно с педагогами книги: Игры «Угадай пословицу», «Угадай поговорку», «Кто больше вспомнит поговорок о труде,…» и др.
Книжка–самоделка
Рисунок на тему пословиц и поговорок
 
с 19.02.2021г.-20.02.2021г.
 
Ожидаемый результат: 
У детей:
1. Повышение интереса к жанру устного народного творчества - пословицам и поговоркам.
2. Повышение уровня речевого развития всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.
3. Повышение уровня восприятия пословиц и поговорок, овладение значением (семантикой) слов и словосочетаний в них. 
У педагогов:
1. Повышение уровня самообразования.
2. Расширение представлений о возможностях использования пословиц и поговорок в познавательно-речевом, социально-личностном развитии детей дошкольного возраста.
3. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам. 
У родителей:
1. Повышение интереса к использованию малых фольклорных форм в познавательно-речевом и социально-личностном развитии детей дома.
2. Подбор и совместное разучивание пословиц и поговорок, объяснение их смысла детям.
3. Совместная продуктивная деятельность детей и родителей по иллюстрированию пословиц и поговорок дома.
4. Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию условий для формирования устойчивого интереса у детей к пословицам и поговоркам. 
Заключение:
При использовании малых форм фольклора в работе с детьми с ОНР мы закрепляем их произношение и учим их использовать в своей речи тот материал, который они усвоили в процессе НОД.
Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и взрослых, а также повысить уровень усвоения материала по лексическим темам.
Так же мы формируем запас литературных впечатлений, учим иллюстрировать, изготавливать книги своими руками. Реализация данного проекта позволила создать в группе богатый книжный уголок по данной теме, в пополнении которого активное участие приняли родители.  В группе у многих детей сформировался интерес к книге, дети полюбили чтение и с удовольствием читают самостоятельно. Родители воспитанников получили информацию о том, как воспитать у ребёнка любовь к чтению, стали сами больше читать, научились разбираться в книжном мире для детей.
  Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашего детского сада и других ДОУ.
Во время реализации данного проекта активное участие приняли дети, родители и сотрудники ДОУ 
Для публикации информации о детях получено письменное разрешение всех родителей!
 Литература:
1) Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор.- М.: Гос.учеб-пед.изд.,1957.
2) Бородич А.М. Методика развития речи детей - М.: Просвещение, 1981.
3) Загрутдинова М. , Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм Дошкольное воспитание. -1991. -№9. -С. 16-22.
4) Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошкольное воспитание. -1983. -№5. -С. 34-35
5) Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. -С-Пб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
6) Липин Я., Шерстянкина Т.В. Тематические группы русских пословиц и поговорок // Сборник Восточного Центра - 2007 - С. 67-72
7) Русские пословицы и поговорки / сост. К.Г. Берсенева - М.: Центрполиграф, 2010
8) Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М.: Просвещение, 1972.
9) Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях- Спб.: Издательский Дом «Литера»., 2008
10) Фесюкова Л. Словарная работа в подготовительной группе// Дошкольное воспитание. - 1972. - № 12
11) Шинкарь Г. , Новикова И. Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста // Дошкольное воспитание. -1990. -№10. -С. 8-15.
12) 500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей. Сост. Мазнин И.А. –М.:ТЦ Сфера.-2014.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»