Портрет дошкольника 2020
Гаранина Анастасия Сергеевна,
воспитатель ОДОД ГБОУ школа № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
воспитатель ОДОД ГБОУ школа № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
Читая статьи о современных дошкольниках, становится немножко страшно. По мнению авторов современные дошкольники тревожны, агрессивны, совсем несамостоятельны и, как правило, с большими проблемами в развитии речи. Однако мой личный опыт говорит о другом. Дети действительно «другие», по отношению к детям-дошкольникам тридцатилетней давности. Но «другие» они и по отношению к тем, кому сейчас пятнадцать лет. И конечно они разные!
Дети, с которыми я имею удовольствие работать сейчас отличаются тем, что они более романтичны, более социально ориентированы, хотят быть врачами, учителями, спортсменами, пожарными и даже космонавтами, знают слово «экология», понимают ее важность. И, да, у них много проблем с речью.
Работая с детьми я все время задаюсь вопросом, почему проблемы с речью у современных дошкольников возникают в 6 раз чаще, чем 20 лет назад?1 Причем эта тенденция свойственна не только России, но и странам Западной Европы, даже таким «говорунам», как французы и итальянцы.
Показательно, что первый всплеск количества детей с проблемами в речи совпал с периодом, когда телевидение стало повсеместным. Случился парадокс, когда родная речь лилась почти беспрестанно, но дети стали говорить хуже. Телевизионная речь была никак не связана с жизнью ребенка, не несла информационной нагрузки.
В наше время другая крайность: во многих семьях вечером царит тишина, когда все мирно «зависают» в своих электронных устройствах. И на смену постоянному шуму пришла постоянная тишина. Уже никто не бежит показать смешную картинку с криком: «Смотри, какая прелесть!», а просто с улыбкой молча сбрасывает картинку в мессенджере. С речью у детей стало еще хуже. Они просто ее не слышат, потому что тихо. Сейчас есть приложения для любого возраста и круга интересов и можно заинтересовать гаджетом практически любого ребенка. Пока дитя «занято» мама может не только отдохнуть, но и дополнительно поработать. К сожалению, еще одной причиной речевого неблагополучия детей может быть чрезмерная занятость родителей, когда нет ни сил, ни времени, чтобы поиграть и поговорить с ребенком. В этом отношении очень показательно общение с электронной Алисой. Дети часто рассказывают ей, что они любят, называют Алисочкой, пытаются дружить… может потому что она их слушает…
Есть еще одна важная причина, особенно касающаяся произносительной части – все гаджеты и многие игрушки воспроизводят речь, но артикуляция не видна. То есть ребенок просто не видит как произносятся звуки.
Еще один огромный пласт причин, приводящих к недоразвитию речи – это физиология ребенка (слабые мышцы, проблемы с артикуляционным аппаратом, травмы в родах и т.п.) Их должны решать специалисты, и участие родителей в основном заключается в том, что они вовремя увидят проблему и не будут саботировать лечение.
Большинством специалистов именно эти причины признаются в качестве основных для увеличения детей с проблемами развития речи.
Что же касается других черт современного дошкольника:
- несамостоятельность порождается исключительно взрослыми. Детей лишают возможности применять свой труд, хотя целесообразность работы, ее полезность для общества ставится во главу угла и С. Макаренко, и Л. Выготским. Если детям доверять работу, обучать их правилам, современные дети справляются почти со всеми заданиями. Непреодолимую трудность представляют лишь шнурки – практики маловато, все на липучках и молниях.
- агрессивность в разных источниках называется повышенной, в некоторых пониженной из-за того, что часть ее сбрасывается все в тех же цифровых игрушках.
-неумение находить общий язык с другими – какое счастье, что есть детские сады и прочие образовательные организации! Дети приходят сюда и в обществе сверстников учатся строить отношения, развивать коммуникационную культуру, соизмерять свои интересы и интересы группы. Неумение играть тоже поправимо- если показать как, игра постепенно построится.
- дети слишком увлечены экраном смартфона. – современные дети «аборигены» цифрового мира. Они здесь родились, причем с пальцем на кнопке. В отличие от более взрослых нас, «мигрантов», которым приходится все изучать.
- современные дети – большие коллекционеры, что часто используется маркетологами. Обретать и собирать они очень любят.
- у детей как правило, есть какие-то дополнительные кружки, не всегда по их выбору, но достаточно интересные и способствующие повышению их самооценке.
-про самооценку – современные дети должны знать «зачем», чтобы внутренне согласиться с действием.
-при объяснении для детей важна в первую очередь наглядность.
- как уже говорилось, дети более «зеленые». Больше знают о проблемах экологии, охотно участвуют в экологических проектах.
- среди детей очень популярны профессии врачей, космонавтов и, почему-то, спортсменов. Наверное сказывается свойственный этому поколению прагматизм и знание, что успешные спортсмены могут много заработать.
Итак, подводя итог, можно сказать, что проблемы с речью в самом широком смысле от понимания, до воспроизведения, свойственны современному дошкольнику. И это самый трудноисправимый аспект их развития – нужны логопеды и прочие специалисты. Все остальные свойственные нынешнему дошкольнику трудности могут быть решены в процессе жизни внутри группы детского сада. Их инаковость, непохожесть на другие поколения данность, которая позволит им быть более успешными в их взрослом мире.
Дети, с которыми я имею удовольствие работать сейчас отличаются тем, что они более романтичны, более социально ориентированы, хотят быть врачами, учителями, спортсменами, пожарными и даже космонавтами, знают слово «экология», понимают ее важность. И, да, у них много проблем с речью.
Работая с детьми я все время задаюсь вопросом, почему проблемы с речью у современных дошкольников возникают в 6 раз чаще, чем 20 лет назад?1 Причем эта тенденция свойственна не только России, но и странам Западной Европы, даже таким «говорунам», как французы и итальянцы.
Показательно, что первый всплеск количества детей с проблемами в речи совпал с периодом, когда телевидение стало повсеместным. Случился парадокс, когда родная речь лилась почти беспрестанно, но дети стали говорить хуже. Телевизионная речь была никак не связана с жизнью ребенка, не несла информационной нагрузки.
В наше время другая крайность: во многих семьях вечером царит тишина, когда все мирно «зависают» в своих электронных устройствах. И на смену постоянному шуму пришла постоянная тишина. Уже никто не бежит показать смешную картинку с криком: «Смотри, какая прелесть!», а просто с улыбкой молча сбрасывает картинку в мессенджере. С речью у детей стало еще хуже. Они просто ее не слышат, потому что тихо. Сейчас есть приложения для любого возраста и круга интересов и можно заинтересовать гаджетом практически любого ребенка. Пока дитя «занято» мама может не только отдохнуть, но и дополнительно поработать. К сожалению, еще одной причиной речевого неблагополучия детей может быть чрезмерная занятость родителей, когда нет ни сил, ни времени, чтобы поиграть и поговорить с ребенком. В этом отношении очень показательно общение с электронной Алисой. Дети часто рассказывают ей, что они любят, называют Алисочкой, пытаются дружить… может потому что она их слушает…
Есть еще одна важная причина, особенно касающаяся произносительной части – все гаджеты и многие игрушки воспроизводят речь, но артикуляция не видна. То есть ребенок просто не видит как произносятся звуки.
Еще один огромный пласт причин, приводящих к недоразвитию речи – это физиология ребенка (слабые мышцы, проблемы с артикуляционным аппаратом, травмы в родах и т.п.) Их должны решать специалисты, и участие родителей в основном заключается в том, что они вовремя увидят проблему и не будут саботировать лечение.
Большинством специалистов именно эти причины признаются в качестве основных для увеличения детей с проблемами развития речи.
Что же касается других черт современного дошкольника:
- несамостоятельность порождается исключительно взрослыми. Детей лишают возможности применять свой труд, хотя целесообразность работы, ее полезность для общества ставится во главу угла и С. Макаренко, и Л. Выготским. Если детям доверять работу, обучать их правилам, современные дети справляются почти со всеми заданиями. Непреодолимую трудность представляют лишь шнурки – практики маловато, все на липучках и молниях.
- агрессивность в разных источниках называется повышенной, в некоторых пониженной из-за того, что часть ее сбрасывается все в тех же цифровых игрушках.
-неумение находить общий язык с другими – какое счастье, что есть детские сады и прочие образовательные организации! Дети приходят сюда и в обществе сверстников учатся строить отношения, развивать коммуникационную культуру, соизмерять свои интересы и интересы группы. Неумение играть тоже поправимо- если показать как, игра постепенно построится.
- дети слишком увлечены экраном смартфона. – современные дети «аборигены» цифрового мира. Они здесь родились, причем с пальцем на кнопке. В отличие от более взрослых нас, «мигрантов», которым приходится все изучать.
- современные дети – большие коллекционеры, что часто используется маркетологами. Обретать и собирать они очень любят.
- у детей как правило, есть какие-то дополнительные кружки, не всегда по их выбору, но достаточно интересные и способствующие повышению их самооценке.
-про самооценку – современные дети должны знать «зачем», чтобы внутренне согласиться с действием.
-при объяснении для детей важна в первую очередь наглядность.
- как уже говорилось, дети более «зеленые». Больше знают о проблемах экологии, охотно участвуют в экологических проектах.
- среди детей очень популярны профессии врачей, космонавтов и, почему-то, спортсменов. Наверное сказывается свойственный этому поколению прагматизм и знание, что успешные спортсмены могут много заработать.
Итак, подводя итог, можно сказать, что проблемы с речью в самом широком смысле от понимания, до воспроизведения, свойственны современному дошкольнику. И это самый трудноисправимый аспект их развития – нужны логопеды и прочие специалисты. Все остальные свойственные нынешнему дошкольнику трудности могут быть решены в процессе жизни внутри группы детского сада. Их инаковость, непохожесть на другие поколения данность, которая позволит им быть более успешными в их взрослом мире.