План по самообразованию
Элементарные математические представления посредством дидактических игр
Фомина Татьяна Владимировна
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
АктуальностьИгра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. Математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж.
Так же актуальность темы обусловлена тем, что Концепции по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Сроки: 2019-2020
Ожидаемый результат:
Дети:
- активизация познавательного интереса дошкольников;
- развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
- формирование элементарных математических представлений.
- повышение своего теоретического познания в области математики;
- оформление центра «занимательная математика»
- Организационный этап
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
- З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
- Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.
- Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
- «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
- Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
- Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
- Лебеденка, Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Система занятий и игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Н. Лебеденко. -СПб.: Детство-Пресс, 2003 г.
- Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. - СПб.: Детство-Пресс, 1996 г.
- Математика от трёх до шести: учеб. -метод, пособие для воспитателей детских садов / сост. 3. А. Михайлова, Э. Н. Иоффе. - СПб.: Детство-Пресс, 1996 г.
- Е. А. казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак Формирование математических представлений. Конспекты занятий в старшей группе.: Учитель.
- Перспективный план работы на 2019-2020 учебный год с детьми.
- Диагностика
- Повторение материала средней группы
- Цифры 1,2,3,4,5
- Ориентировка на листе бумаги.
- Палочки Кюизенера.
- Формирование представления об овале.
- Математическое развлечение «Математический КВН»
- Образование чисел 6 и 7. Счет до 7. Ориентировка в пространстве.
- Число и цифра 6. Палочки Х. Кюизенера
- Счет предметов в разных направлениях. Счет по осязанию. На слух.
- Мастер-класс для родителей «Развитие элементарных математических представлений детей с помощью игр»
- Прямой и обратный счет до шести. Цифра 7
- Счёт до 6. Сравнение предметов по ширине и длине.
- Счёт в пределах 7.Работа со счетными палочками и блоками Дьенеша
- Измерение длины предмета с помощью условной мерки.
- Математическое развлечение «Поможем Красной Шапочке»
- Счёт до 7. Работа с палочками Х. Кюизенера. Ориентировка в пространстве.
- Цифры от 1 до 7. Ориентировка в пространстве. Работа с палочками Х. Кюизенера, блоками Дьенеша.
- Измерение длины предмета с помощью условной мерки.
- Счет до семи и обратно
- Деление целого на части.
- Число и цифра 8.
- Сравнение чисел.
- Счет в пределах восьми.
- Математическое развлечение «Веселая математика»
- Состав чисел 5 и 6 из единиц.
- Число и цифра 9.
- Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги.
- Счет до девяти.
- Число 10. Дни недели.
- Сравнение чисел. Сравнение квадрата и прямоугольника.
- Геометрические тела. Ориентировка на листе бумаги.
- Измерение объёма.
- Математическое развлечение «По следам колобка»
- Измерение длины.
- Ориентировка во времени.
- Знаки сравнения: =, >, <
- Повторение.
- Накопительно-практический этап:
- Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
Работа с детьми
СЕНТЯБРЬ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 15-19)
Тема: Повторение. Счет и отсчет до пяти. Счет на слух. Геометрические фигуры. Знакомство с блоками Дьенеша.
Программное содержание: упражнять в счете и отсчете до 5; в счете на слух; учить сравнивать две группы предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний; ориентироваться в пространстве; закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, цвета; учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно; соотносить существительные мужского, женского рода в единственном числе с местоимениями мой, моя. Знакомство с блоками Дьенеша.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 20-24)
Тема: Образование чисел 4 и 5. Составление геометрических фигур из палочек Х. Кюизенера.
Программное содержание: закрепить представление детей об образовании чисел 4 и 5; упражнять в счете звуков и в установлении соответствия между количеством звуков и предметов; раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова «самый большой», «большой», «самый маленький», «маленький», упражнять в счете на ощупь; развивать внимание, умение выполнять задачу самостоятельно. Познакомить детей с палочками Х. Кюизенера, учить различать их по цвету и длине, составлять из них геометрические фигуры.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 21-23, 25-26)
Тема: Цифры 1,2. Знакомство с тетрадью.
Программное содержание: познакомить с цифрами 1,2; познакомить с тетрадью, формировать знание из каких частей состоит тетрадь (обложка, листы, страницы, что можно в ней делать, чем; учить устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой; упражнять в счете и отсчете в пределах 5; в сравнении предметов по длине и ширине, ориентировке на листе бумаги; развивать слуховое внимание; умение выполнять инструкции с предметами в определённой последовательности; тренировать умение образовывать множественное число настоящего времени; следить за осанкой детей; воспитывать усидчивость.
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 23-24, 27)
Тема: Число и цифра 0. Счет до 5. Работа в тетрадях.
Программное содержание: продолжать учить детей работать в тетрадях; правильно держать карандаш; считать до 5; учить различать количественный и порядковый счет в пределах 5; ориентироваться в пространстве; подбирать существительные к словам мой, моя; закрепить умение сравнивать предметы по длине; следить за осанкой; развивать внимание.
ОКТЯБРЬ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 28-29)
Тема: Цифры 3,4. Математические наборы «Учусь считать».
Программное содержание: познакомить детей с цифрами 3,4; познакомить с математическим набором «Учусь считать» - освоить состав комплекта, как и где можно использовать; упражнять в счете предметов на ощупь; ориентировке на листе бумаги; продолжать учить детей работать в тетради; отвечать на вопросы фразой; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук; формировать элементы самоконтроля; совершенствовать употребление предлогов в, на.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 31-32)
Тема: Цифры 1,2,3,4.
Программное содержание: упражнять в счете предметов на слух; в сравнении предметов по высоте; учить складывать разрезные геометрические фигуры; отвечать простым предложением; учить порядковому счету; развивать мелкую моторику пальцев рук; внимание, усидчивость.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 33-37)
Тема: Образование чисел 4 и 5. Знакомство с овалом.
Программное содержание: закрепить представление детей об образование чисел 4 и 5, знание названия частей суток; познакомить с овалом; учить различать круг и овал; продолжать учить ориентироваться на листе бумаги; тренировать в умении образовывать существительные ед. и мн. числа с окончанием ы – и; развивать внимание, умение выслушивать друг друга.
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 37-40)
Тема: Цифра 5. Сравнение предметов по толщине. Работа с блоками Дьенеша.
Программное содержание: познакомить с цифрой 5; учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; упражнять в определении направления расположения предметов от самого себя (впереди, сзади и т. д.); продолжать согласовывать прилагательные с существительными мужского рода в единственном числе; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук, усидчивость.
НОЯБРЬ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 41 -44)
Тема: Образование чисел 6 и 7. Счет до 7. Ориентировка в пространстве.
Программное содержание: показать образование чисел 6 и 7, научить вести счет и отсчет предметов в пределах 7; упражнять в счете на ощупь; в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за; продолжать отработку модели ответа, начинающего с последнего слова вопроса; развивать наблюдательность, внимание, память, логическое мышление; учить согласовывать числительные с существительными.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 42 - 48)
Тема: Число и цифра 6. Палочки Х. Кюизенера.
Программное содержание: закрепить знание образования числа 6; познакомить с цифрой 6, учить называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные с предметами; учить словами определять положение предмета: «рядом», «сбоку», находить в окружении предметы с четырехугольной формы; развивать внимание, выдержку, умение выслушивать своего товарища; упражнять в согласовании числительных один, одна с существительными.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 45 - 50)
Тема: Счет до 6. Четырехугольник.
Программное содержание: закрепить счет до 6; познакомить с признаками четырехугольника, продолжать ориентироваться в пространстве; отражать в речи направления: «слева», «справа»; закрепить знание названий частей суток: утро, день, вечер, ночь; тренировать в умении правильно согласовывать числительные один, одна с существительными.
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 49 - 54)
Тема: Счет предметов в разных направлениях. Счет по осязанию. На слух.
Программное содержание: дать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх; счету по осязанию, на слух; упражнять в отсчете предметов в пределах 6 и установлении связи между числом предметов и их пространственном расположением; продолжать учить правильно держать карандаш, аккуратно выполнять работу; развивать внимание, усидчивость.
ДЕКАБРЬ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 58 - 60)
Тема: Прямой и обратный счет до шести. Цифра 7.
Программное содержание: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 6; познакомить с образованием числа 7 и цифры 7; учить считать в пределах 7, соотносить цифру с числом; упражнять в счете на слух; закреплять знание названий дней недели; развивать внимание, зрительно-пространственные ориентировки на ограниченной плоскости (слева – справа); упражнять в составлении простых предложений.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 62)
Тема: Счёт до 6. Сравнение предметов по ширине и длине.
Программное содержание: напомнить детям, что число предметов не зависит от формы их расположения; учить видеть равное количество предметов в группах, расположенных по-разному; упражнять в сравнении предметов по ширине и длине; продолжать учить детей отвечать на вопросы предложением.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 64-68)
Тема: Счёт в пределах 7.Работа со счетными палочками и блоками Дьенеша.
Программное содержание: упражнять в счёте в пределах 7; умении сопоставлять цифры с количеством выполненных упражнений; продолжать составлять геометрические фигуры из счетных палочек; узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; формировать умение складывать геометрические фигуры из частей, согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные прилагательные. Учить
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 70)
Тема: Измерение длины предмета с помощью условной мерки.
Программное содержание: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 7; закрепить знание геометрических фигур; предлогов над, под; умение ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, умение слушать и выполнять задание с первого раза.
ЯНВАРЬ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 73-74)
Тема: Счёт до 7. Работа с палочками Х. Кюизенера. Ориентировка в пространстве.
Программное содержание: упражнять в прямом и обратном счете до 7; закрепить понятия «вчера, сегодня, завтра»; учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах; формировать понятия – последующий, предыдущий; умение пользоваться словами: первый, последний, за, между.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 76-78)
Тема: Цифры от 1 до 7. Ориентировка в пространстве. Работа с палочками Х. Кюизенера, блоками Дьенеша.
Программное содержание: продолжать учить детей соотносить количество предметов с числом; учить последовательно выделять однородные признаки фигур; передвигаться в указанном направлении и считать шаги; упражнять в умении сопровождать свои действия словами; продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 81)
Тема: Измерение длины предмета с помощью условной мерки.
Программное содержание: учить детей измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 7; учить видоизменять фигуру путем добавления счетных палочек; согласовывать числительные один, одна с прилагательными и существительными.
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 83)
Тема: Счет до семи и обратно.
Программное содержание: совершенствовать навыки счета до семи и обратно; закрепить знание цифр, понятия: вчера, сегодня, завтра; умение находить предметы прямоугольной и треугольной формы; согласовывать существительные с прилагательными; тренировать в умении употреблять предлоги на, под; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.
ФЕВРАЛЬ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 86)
Тема: Деление целого на части.
Программное содержание: научить детей делить целое на 2 и 4 равные части складыванием предметов пополам (2 части) и еще раз пополам (4 части); отражать в речи действие и результаты деления (сложили пополам – получилось 2 части, половина целого и т. д.); развивать представление о расстоянии: далеко-близко.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 88)
Тема: Число и цифра 8.
Программное содержание: познакомить с образованием числа восемь и цифрой 8; учить соотносить цифру с числом; считать в пределах восьми; находить и называть «соседей» любого числа; закреплять временные представления: «утро – вечер», «день – ночь»; учить правильно употреблять существительные в родительном падеже; развивать усидчивость, внимание, мелкую моторику пальцев рук; следить за осанкой детей.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 90)
Тема: Сравнение чисел.
Программное содержание: продолжать учить детей сравнивать стоящие рядом числа в пределах 8; упражнять в порядковом счете; закрепить основные цвета, умение собирать разрезные фигуры; развивать внимание; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук; обобщать глагольную лексику.
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 91)
Тема: Счет в пределах восьми.
Программное содержание: закреплять умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов, числом и цифрой; развивать зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику пальцев рук; учить согласовывать числительные один – одна, две – две с существительными; учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
МАРТ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 94)
Тема: Состав чисел 5 и 6 из единиц.
Программное содержание: продолжать знакомить детей с составом числа единиц на числах 5 и 6; закреплять знание последовательности дней недели; развивать логическое мышление, умение согласовывать числительные с существительными.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 96)
Тема: Число и цифра 9.
Программное содержание: познакомить с образованием числа девять и цифрой 9; учить считать в пределах 9; называть дни недели по порядку; продолжать учить называть предыдущее и последующее число; учить обратному счету, а также делать простейшие умозаключения; составлять предложения с союзом а.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 98-100)
Тема: Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги.
Программное содержание: раскрыть значение порядковых числительных и формировать навыки порядкового счета до 8; упражнять в ориентировке на листе бумаги; показать, что для определения порядкового места предмета среди других существенное значение имеет направление счета; упражнять в обратном счете; развивать внимание, усидчивость; учить согласовывать числительные с существительными.
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 104)
Тема: Счет до девяти.
Программное содержание: упражнять в счете до девяти, учить соотносить цифру с числом; продолжать учить составлять, различать и называть геометрические фигуры; закреплять понятия вчера, сегодня, завтра; развивать логическое мышление, память, формировать умение выполнять задание с первого раза; упражнять в согласовании существительных с числительными во множественном числе; развивать внимание, способность управлять своим поведением.
АПРЕЛЬ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 112-114)
Тема: Число 10. Дни недели.
Программное содержание: уточнить представления детей о днях недели; учить связывать название каждого дня с его порядковым номером; познакомить с числом десять, упражнять в счете в пределах 10, соотносить цифру с числом; упражнять в обратном счете; формировать умение сравнивать предметы по толщине и ширине на зрительной основе; закрепить знание об употреблении предлогов; развивать воображение; следить за осанкой.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 117-122)
Тема: Сравнение чисел. Сравнение квадрата и прямоугольника.
Программное содержание: продолжать учить детей анализировать, сравнивать, обобщать; закреплять прямой и обратный счет до 10; закрепить представление детей об основных признаках квадрата и прямоугольника; упражнять в ориентировке на плоскости листа; развивать воображение, мелкую моторику пальцев рук, внимание; учить согласовывать числительное с существительным.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 127-129)
Тема: Геометрические тела. Ориентировка на листе бумаги.
Программное содержание: продолжать учить находить и называть геометрические тела; формировать знание детьми состава числа 7; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить детей сравнивать предметы (числа); тренировать умение детей задавать вопросы; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук.
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 131)
Тема: Измерение объёма.
Программное содержание: учить с помощью условной метки определять объём жидкости; продолжать упражнять в увеличении и уменьшении числа на одну единицу; в умении подбирать слова наоборот; продолжать учить детей задавать вопросы друг другу; вырабатывать усидчивость; развивать логическое мышление; следить за осанкой детей.
МАЙ
1 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 134)
Тема: Измерение длины.
Программное содержание: упражнять в измерении длины с помощью условной мерки; продолжать упражнять детей в ориентировке на листе бумаги, пользуясь словами «между», «под», «над»; упражнять в счете в пределах 10, в умении называть «соседей» числа; закреплять умение детей отвечать распространенными предложениями; развивать внимание, произвольную образную память, мелкую моторику пальцев рук.
2 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 142)
Тема: Ориентировка во времени.
Программное содержание: упражнять в ориентировке на листе бумаги; продолжать учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справ», «внизу», «вверху»; упражнять в счете в пределах 10; упражнять в названии последовательности дней недели; развивать внимание, усидчивость; мелкую моторику пальцев рук; формировать навыки самоконтроля.
3 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 149)
Тема: Знаки сравнения: =, >, <
Программное содержание: продолжать учить детей сравнивать смежные числа (каждое следующее число больше предыдущего); дать общее представление о знаках >, <; закрепить знания о четырехугольниках; развивать логическое мышление; согласование существительных с числительными в роде и числе.
4 занятие. Е. А. Казинцева (стр. 159)
Тема: Повторение.
Программное содержание: закрепить знания детей о геометрических фигурах; умение составлять их из счетных палочек; упражнять в прямом и обратном счете; называть «соседей» числа; учить ориентироваться в пространстве, используя слова «слева», «справа», «между»; согласовывать числительные с существительными; употреблять предлоги в, на, под, за; продолжать формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно.
Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | В течение года |
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед. | В течение года |
3.Консультация для родителей на тему: «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». | Октябрь |
4. Мастер-класс для родителей «Развитие элементарных математических представлений детей с помощью игр» | Ноябрь |
5.Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». | Декабрь |
6.Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета» | Февраль |
7.Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка» | Март |
8. Рекомендации: «Формируем пространственные представления» 9. Мастер-класс для родителей «Математический каламбур» |
Апрель |
Работа с педагогами.
- Консультация для воспитателей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
- Проведение открытого занятия по ФЭМП
- Заключительный этап