Поддержка исследовательского поведения
детей дошкольного возраста в ДОУ
Базанова Венера Никифоровна,
педагог дополнительного образования ГБДОУ № 14
Кировского района Санкт-Петербурга
педагог дополнительного образования ГБДОУ № 14
Кировского района Санкт-Петербурга
Аннотация. В статье раскрываются основные принципы работы по развитию познавательно-исследовательского поведения детей дошкольного возраста в ДОУ. Описан опыт по поддержке исследовательского поведения детей в художественной деятельности.
Система образования предоставляет ребенку большой багаж знаний, но не каждый может полноценно реализовать его. Трудоемкость процесса обучения нередко отталкивает ребенка от желания учиться. Получать знания это тяжелая работа, а добывать их может оказаться интересной игрой. Ребенок настроен на познание мира, исследовательская, поисковая активность, творчество - органично природе ребенка. «Познавательное развитие - это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире» [3].
Этой направленности в развитии ребенка отвечает исследовательское поведение, экспериментирование. «Главная цель исследовательского поведения в любом виде деятельности дошкольников (игра, общение, труд и т.д.) – это формирование у ребенка способности творчески осваивать окружающий мир. Современные исследователи рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательных и исследовательских способностей» [2]. Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций. Оно способствует развитию творческой личности, способной нестандартно мыслить, развивает самостоятельность, дает ребенку возможность самореализации. Роль педагога заключается в поддержке исследовательского поведения детей. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования» [4. 6.]. В работе изостудии используется метод проблемного обучения [1], который помогает в решении таких сложных задач, как развитие творческого мышления, познавательной активности, самостоятельности в творчестве. Детям предоставляется возможность получить опыт в экспериментировании с художественными материалами и инструментами, расширяются знания о физических свойствах предметов и явлений, что способствует мотивации детей к самостоятельному экспериментированию в группе, дома. «Вовлечение семьи в образовательную деятельность» [4.18] – это необходимое условие в реализации познавательного развития ребенка. В группах и дома создается развивающая среда по поддержке исследовательского поведения детей. Необходимо «сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений» [4.6]. Создаются условия психологического комфорта, выстраиваются партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком. Организовать увлекательную, познавательную жизнь в детском саду поможет самостоятельное, творческое экспериментирование детей. Знания, полученные опытным путем, не окажутся тяжелым грузом, ребенок научится их применять в жизни, при решении других интересных и сложных задач. Вера в себя, свои силы даст импульс к новым открытиям.
Эксперименты художников с материалами зачастую опережали время. Секреты древних мастеров до сих пор остаются не раскрытыми. Научный прогресс обогатил творческую мастерскую художника, но не оборвал порыв к поиску нового. Материалы, инструменты, формы – все это было и остается для художника предметом поиска и эксперимента. Преимуществом развития исследовательского поведения детей в художественной деятельности является возможность практического применения своих открытий здесь и сейчас, а не в отложенном времени.
Изучение проблемы исследовательского поведения детей в художественной деятельности может быть полезно педагогам, находящимся в творческом поиске.
Список литературы:
1. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. «Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников» https://moluch.ru/archive/43/4806/ // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.
2.Геращенко Л.И., Степанова Н.А. «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17523
3. Полякова М. Н. «Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста». Журнал Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». https://cyberleninka.ru/.../razvitie-poznavatelno-issledovatelskogo-povedeniya-u-dete...
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32 с.
Система образования предоставляет ребенку большой багаж знаний, но не каждый может полноценно реализовать его. Трудоемкость процесса обучения нередко отталкивает ребенка от желания учиться. Получать знания это тяжелая работа, а добывать их может оказаться интересной игрой. Ребенок настроен на познание мира, исследовательская, поисковая активность, творчество - органично природе ребенка. «Познавательное развитие - это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире» [3].
Этой направленности в развитии ребенка отвечает исследовательское поведение, экспериментирование. «Главная цель исследовательского поведения в любом виде деятельности дошкольников (игра, общение, труд и т.д.) – это формирование у ребенка способности творчески осваивать окружающий мир. Современные исследователи рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста для развития познавательных и исследовательских способностей» [2]. Детское экспериментирование важно не только для развития познавательных процессов и мыслительных операций. Оно способствует развитию творческой личности, способной нестандартно мыслить, развивает самостоятельность, дает ребенку возможность самореализации. Роль педагога заключается в поддержке исследовательского поведения детей. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования» [4. 6.]. В работе изостудии используется метод проблемного обучения [1], который помогает в решении таких сложных задач, как развитие творческого мышления, познавательной активности, самостоятельности в творчестве. Детям предоставляется возможность получить опыт в экспериментировании с художественными материалами и инструментами, расширяются знания о физических свойствах предметов и явлений, что способствует мотивации детей к самостоятельному экспериментированию в группе, дома. «Вовлечение семьи в образовательную деятельность» [4.18] – это необходимое условие в реализации познавательного развития ребенка. В группах и дома создается развивающая среда по поддержке исследовательского поведения детей. Необходимо «сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений» [4.6]. Создаются условия психологического комфорта, выстраиваются партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком. Организовать увлекательную, познавательную жизнь в детском саду поможет самостоятельное, творческое экспериментирование детей. Знания, полученные опытным путем, не окажутся тяжелым грузом, ребенок научится их применять в жизни, при решении других интересных и сложных задач. Вера в себя, свои силы даст импульс к новым открытиям.
Эксперименты художников с материалами зачастую опережали время. Секреты древних мастеров до сих пор остаются не раскрытыми. Научный прогресс обогатил творческую мастерскую художника, но не оборвал порыв к поиску нового. Материалы, инструменты, формы – все это было и остается для художника предметом поиска и эксперимента. Преимуществом развития исследовательского поведения детей в художественной деятельности является возможность практического применения своих открытий здесь и сейчас, а не в отложенном времени.
Изучение проблемы исследовательского поведения детей в художественной деятельности может быть полезно педагогам, находящимся в творческом поиске.
Список литературы:
1. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. «Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников» https://moluch.ru/archive/43/4806/ // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290-294.
2.Геращенко Л.И., Степанова Н.А. «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-3. https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17523
3. Полякова М. Н. «Развитие познавательно-исследовательского поведения у детей дошкольного возраста». Журнал Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». https://cyberleninka.ru/.../razvitie-poznavatelno-issledovatelskogo-povedeniya-u-dete...
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32 с.