Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактические игры природоведческого характера
как средство активизации словаря дошкольников

Лаврова Наталья Владимировна
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, именно данный возрастной период особенно сенситивен к усвоению речи, поэтому в современном дошкольном образовании процесс речевого развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.
Словарный запас детей формируется в процессе познания окружающей действительности, предметного и природного мира. Если воспитатели целенаправленно ставят ребенка в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит наиболее интенсивно, детская речь обогащается достаточно быстро,а соответственно и психика развивается разностороннее [1; с.56].
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов.
Первая группа методов – это методы накопления содержания речи:
а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки;
б) опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ мультимедийных презентаций.
Вторая группа методов, направленных на закрепление и активизацию словаря, связана с развитием его смысловой стороны: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
В качестве одного из приемов, направленных на активизацию словаря   рекомендуется использовать дидактические игры и упражнения.
Игра в жизни ребенка занимает совершенноособое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, персонажи полюбившихся фильмов. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности [4].
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей
 В результате проведения такой игры у детей идет закрепление и уточнение уже имеющихся представлений.
С помощью дидактических игр можно развивать речь детей: активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли [2]. 
Существует традиционная классификация дидактических игр, в основу которой положено использование материала, используемого в игре (по Д.В. Менджерицкой): предметные, настольно-печатные, словесные [5].
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов, игрушек и объектов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации представлений детей о качествах и свойствах окружающих их объектов, предметов и явлений.
Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало», «Угадай, что изменилось», «Назови, что это и опиши», «У кого кто?».
Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.Это игры типа лото, домино, разрезных картинок: «Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Зоолото», «Разрезные картинки» и пр. Данные игры дают возможность систематизировать представлений детей о предметах окружающего мира, растениях, животных, явлениях природы.Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся представления в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала, в них дети должны оперироватьпредставлениями.  Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о знакомых предметах, явлениях и событиях.Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом».
Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений об окружающем мире. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке [8]. 
Опишем структуру дидактической игры.
Во-первых, необходима дидактическая задача, которая подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает изобразовательной программы дошкольного образования.
Во-вторых, игровая задача, которая определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
В-третьих, игровые действия – это основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
В-четвертых, игровые правила, которые определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
5 компонент – результат, итог игры.
В процессе игры дети лучше усваивают то, что трудно дается в повседневности. Специфика дидактики предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствовать разговорную речь;активизировать словарь; формировать грамматический строй речи.
Дидактические игры помогают уточнять и активизировать словарь дошкольников, показать способы применения слов в повседневной жизни.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
С целью развития речевой деятельности дошкольников педагогами применяют различные методы обучения речи, развития словаря, активизации его, которые построены на принципах лингводидактики.
Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится методика словарной работы в ДОО:
- при формировании словаря опора на действенное и активное познание детьми окружающей действительности;
- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира [2]. 
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционального благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении [9].
Именно игра помогает создавать такие ситуации, когда даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Использование дидактических игр в работе педагога способствует развитию речевой активности детей, и повышению результативности активизации словарной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.
В дидактических играх, предназначенных для детей средних групп, обучающая задача развития словаря дается на более трудном содержании; вводятся отдельные персонажи, взаимоотношения между которыми довольно сложны, применяются картинки, на которых изображены не отдельные образы, а целые сюжеты. Для детей этого возраста используются игры, построенные на словесном пояснении, воспроизведении отдельных сюжетов, действий, предметов по памяти: «Что мы задумали» − описание предмета, не называя его [7]. Широко используются словесные игры –«Скажи наоборот», «Летает – не летает» и др.
Со средними дошкольниками можно использовать следующие игры с различными игровыми задачами:
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения: «Волшебная коробочка», «Веселые пальчики».
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Часто смысл игровой задачи содержится уже в самом названии игры. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, общению, формирует умение рассуждать, делать выводы, например, «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что изменилось»
Игры-предположения «Что было бы, если…». Пред детьми ставится задача и создается ситуации, которая требует осмысления последующего действия. При этом активируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга [2].
Обратимся к рассмотрению особенностей использования дидактических игр природоведческого содержания в средней группе.
Дети среднего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Угадай, что пропало», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку». Дети наблюдают за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Для ознакомления с растениями могут применяться предметные игры, их цель уточнение и конкретизация знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, используются как на коллективных занятиях, так и индивидуальных. Настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок дают возможность систематизировать знания детей о растениях и животных, явлениях природы, их целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Словесные игры не требуют никакого наглядного материала, проводятся с целью закрепления уже полученных знаний о растениях и животных.
Дидактические игры с естественным материалом природы или его изображениями являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности дошкольников.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи в занимательной форме, сами находят решение, преодолевая определенные трудности. В дидактической игре формируется познавательная активность ребенка: играя с игрушками, разными предметами и картинками, он уточняет знания о свойствах и признаках, назначении объектов и явлений природы.  Увлекательность дидактической игры вызывает у дошкольников интерес к решению умственных задач; преодоление трудностей и успешный результат приносят ребенку удовлетворение [6].
В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, мышление и внимание детей, но создаются благоприятные условия для овладения более глубокими представлениями о природе вообще, о характерных особенностях различных растений и животных [3].

Список использованных источников

1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / В.Н. Аванесова – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
2. Андреева, И.Н. Процесс обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста по серии сюжетных картин // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы: материалы международной междисциплинарной научной конференции (Двадцатые Вавиловские чтения). / И.Н. Андреева, Н.П. Ендылетова. – Йошкар-Ола: Мар ПГТУ, 2017. – С. 260-263.
3. Виллуд, Е.В. Экологическое воспитание дошкольников / Е.В. Виллуд, Н.В. Выскуб, Н.В. Старченко // Вестник научных конференций. – 2019. – № 4-1 (44). – С. 25-26.
4. Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н.Сидоренко – М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2004. – 106 с.
5. Менчинская, Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
6. Муляр, Н.В. Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста / Н.В. Муляр, Е.В. Черниговских, Е.И. Гладченко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2. – С. 77-78.
7. Панова, Н.А. Развитие речи дошкольников в режимных моментах / Н.А. Панова, О.И. Дементьева //Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 2. – С. 51-57.
8. Удальцова, Е.И.Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удальцова – Минск: Народная асвета, 1976. – 128 с.
9. ФГОС Дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения 10.11.2020).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»