Дидактические игры природоведческого характера
как средство активизации словаря дошкольников
Лаврова Наталья Владимировна
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, именно данный возрастной период особенно сенситивен к усвоению речи, поэтому в современном дошкольном образовании процесс речевого развития рассматривается как общая основа воспитания и обучения детей.Словарный запас детей формируется в процессе познания окружающей действительности, предметного и природного мира. Если воспитатели целенаправленно ставят ребенка в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит наиболее интенсивно, детская речь обогащается достаточно быстро,а соответственно и психика развивается разностороннее [1; с.56].
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов.
Первая группа методов – это методы накопления содержания речи:
а) непосредственное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотр помещения детского сада, целевые прогулки;
б) опосредованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ мультимедийных презентаций.
Вторая группа методов, направленных на закрепление и активизацию словаря, связана с развитием его смысловой стороны: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
В качестве одного из приемов, направленных на активизацию словаря рекомендуется использовать дидактические игры и упражнения.
Игра в жизни ребенка занимает совершенноособое место. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, персонажи полюбившихся фильмов. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности [4].
Дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей
В результате проведения такой игры у детей идет закрепление и уточнение уже имеющихся представлений.
С помощью дидактических игр можно развивать речь детей: активизировать словарь, формировать правильное звукопроизношение, развивать связную речь, умение правильно выражать свои мысли [2].
Существует традиционная классификация дидактических игр, в основу которой положено использование материала, используемого в игре (по Д.В. Менджерицкой): предметные, настольно-печатные, словесные [5].
Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов, игрушек и объектов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации представлений детей о качествах и свойствах окружающих их объектов, предметов и явлений.
Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести – «Чудесный мешочек», «Угадай, чего не стало», «Угадай, что изменилось», «Назови, что это и опиши», «У кого кто?».
Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение.Это игры типа лото, домино, разрезных картинок: «Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты» «Зоолото», «Разрезные картинки» и пр. Данные игры дают возможность систематизировать представлений детей о предметах окружающего мира, растениях, животных, явлениях природы.Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся представления в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной работы.
Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала, в них дети должны оперироватьпредставлениями. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о знакомых предметах, явлениях и событиях.Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?», «Скажи наоборот», «Скажи одним словом».
Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений об окружающем мире. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей.Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовать как в помещении, так и на прогулке [8].
Опишем структуру дидактической игры.
Во-первых, необходима дидактическая задача, которая подчеркивает обучающий характер игры, направленность содержания на процесс познавательной деятельности, вытекает изобразовательной программы дошкольного образования.
Во-вторых, игровая задача, которая определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её.
В-третьих, игровые действия – это основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях.
В-четвертых, игровые правила, которые определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
5 компонент – результат, итог игры.
В процессе игры дети лучше усваивают то, что трудно дается в повседневности. Специфика дидактики предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность.
Использование дидактических игр способствует решению следующих задач: побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствовать разговорную речь;активизировать словарь; формировать грамматический строй речи.
Дидактические игры помогают уточнять и активизировать словарь дошкольников, показать способы применения слов в повседневной жизни.
При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей.
С целью развития речевой деятельности дошкольников педагогами применяют различные методы обучения речи, развития словаря, активизации его, которые построены на принципах лингводидактики.
Особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится методика словарной работы в ДОО:
- при формировании словаря опора на действенное и активное познание детьми окружающей действительности;
- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира [2].
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционального благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении [9].
Именно игра помогает создавать такие ситуации, когда даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Использование дидактических игр в работе педагога способствует развитию речевой активности детей, и повышению результативности активизации словарной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников – попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.
В дидактических играх, предназначенных для детей средних групп, обучающая задача развития словаря дается на более трудном содержании; вводятся отдельные персонажи, взаимоотношения между которыми довольно сложны, применяются картинки, на которых изображены не отдельные образы, а целые сюжеты. Для детей этого возраста используются игры, построенные на словесном пояснении, воспроизведении отдельных сюжетов, действий, предметов по памяти: «Что мы задумали» − описание предмета, не называя его [7]. Широко используются словесные игры –«Скажи наоборот», «Летает – не летает» и др.
Со средними дошкольниками можно использовать следующие игры с различными игровыми задачами:
Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения: «Волшебная коробочка», «Веселые пальчики».
Игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Часто смысл игровой задачи содержится уже в самом названии игры. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, общению, формирует умение рассуждать, делать выводы, например, «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что изменилось»Игры-предположения «Что было бы, если…». Пред детьми ставится задача и создается ситуации, которая требует осмысления последующего действия. При этом активируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга [2].
Обратимся к рассмотрению особенностей использования дидактических игр природоведческого содержания в средней группе.
Дети среднего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Угадай, что пропало», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку». Дети наблюдают за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.
Для ознакомления с растениями могут применяться предметные игры, их цель уточнение и конкретизация знаний детей о качествах и свойствах объектов природы, используются как на коллективных занятиях, так и индивидуальных. Настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок дают возможность систематизировать знания детей о растениях и животных, явлениях природы, их целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Словесные игры не требуют никакого наглядного материала, проводятся с целью закрепления уже полученных знаний о растениях и животных.
Дидактические игры с естественным материалом природы или его изображениями являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности дошкольников.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи в занимательной форме, сами находят решение, преодолевая определенные трудности. В дидактической игре формируется познавательная активность ребенка: играя с игрушками, разными предметами и картинками, он уточняет знания о свойствах и признаках, назначении объектов и явлений природы. Увлекательность дидактической игры вызывает у дошкольников интерес к решению умственных задач; преодоление трудностей и успешный результат приносят ребенку удовлетворение [6].
В процессе дидактических игр природоведческого содержания развивается не только речь, мышление и внимание детей, но создаются благоприятные условия для овладения более глубокими представлениями о природе вообще, о характерных особенностях различных растений и животных [3].
Список использованных источников
1. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду: Умственное воспитание дошкольников / В.Н. Аванесова – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
2. Андреева, И.Н. Процесс обучения рассказыванию детей старшего дошкольного возраста по серии сюжетных картин // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы: материалы международной междисциплинарной научной конференции (Двадцатые Вавиловские чтения). / И.Н. Андреева, Н.П. Ендылетова. – Йошкар-Ола: Мар ПГТУ, 2017. – С. 260-263.
3. Виллуд, Е.В. Экологическое воспитание дошкольников / Е.В. Виллуд, Н.В. Выскуб, Н.В. Старченко // Вестник научных конференций. – 2019. – № 4-1 (44). – С. 25-26.
4. Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников / А.В. Калиниченко, Ю.В. Микляева, В.Н.Сидоренко – М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2004. – 106 с.
5. Менчинская, Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. / Н.А. Менчинская. – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.
6. Муляр, Н.В. Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста / Н.В. Муляр, Е.В. Черниговских, Е.И. Гладченко // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2. – С. 77-78.
7. Панова, Н.А. Развитие речи дошкольников в режимных моментах / Н.А. Панова, О.И. Дементьева //Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 2. – С. 51-57.
8. Удальцова, Е.И.Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И.Удальцова – Минск: Народная асвета, 1976. – 128 с.
9. ФГОС Дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf (дата обращения 10.11.2020).