Роль движений рук в становлении речи
Закирова Валентина Сергеевна
Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.Движения пальцев рук исторически тесно связанны с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов.
В раннем детстве движения руки несут коммуникативную функцию. Движения и речевые звуки становятся средством общения ребёнка не только со взрослым , но и с другими детьми. Ребёнок произносит звуки и производит движения в качестве средства заставить взрослого обратить на себя внимание и «выразить» ему свои желания. В движениях руки выделяются большой активностью указательные пальцы, которыми ребёнок щупает, ковыряет мелкие предметы и обводит их вогнутые части. Одному из таких движений пальцев рук, Л. С. Выготский уделил большое внимание в формировании детской речи, « указательный жест ребёнка». Он считал его развитие основной для всех внешних форм поведения. На первых этапах развития указательный жест представляет собой просто неудавшееся хватательное движение, направленное на предмет. Когда же взрослый приходит на помощь ребёнку и осмысливает его движение как указание, в ответ следует его реакция. Затем ребёнок, на основе сложившейся связи, сам начинает относиться к своему движению как к указательному. Так же по мысли Л. С. Выготского развивается и слово. Сначала оно должно указывать на вещь, которую обозначает. Затем слово становится осмысленным и для самого ребёнка, приобретает и для него знакомую функцию.
В. И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязанность речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая , что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребёнка в тесном единстве.
Анализируя данные невропатологии, было выдвинуто предположение , что раз двигательная речевая область расположена в непосредственной анатомической близости от области двигательных проекций тела, то возможно развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом.
А вот электрофизиологические исследования проводимые Т. П. Хризман доказали ,что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, где находятся двигательная и сенсорная речевые зоны, а систематические упражнения улучшают качественные показатели межцентральных связей в коре головного мозга.
Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. И влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области. ( Е. М. Мастюкова )
Рука с её тонкими и дифференцированными движениями является наиболее эффективным стимулятором в развитии моторной речи. Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой.
Двигательная активность, физические нагрузки с ранних лет оказывают положительное воздействие на речевое развитие и психические процессы. Вовлекая ребенка в активные игры в домашних условиях или на улице, родители помогают ему системно и своевременно овладевать родным языком и речью.
И вот несколько советов как можно помочь малышу дома:
Фасолевые ванны— в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.
Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи.
Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.
Мозаика— игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры— этим весёлым занятиям посвящены многие книги. Народная мудрость принесла к нам из глубины веков Сороку-ворону, ладушки, Козу-рогатую и многое другое. А современные исследователи дополнили ассортимент увлекательных игр. Занимайтесь с крохой— игры и гимнастика для пальчиков способствует не только речевому, но и всестороннему развитию.
Шнуровки — сейчас в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику рук, к тому же благодаря им малыш овладевает повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Простейшую шнуровку можно сделать в домашних условиях. Возьмите кусок картона, вырежьте из него какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко, ёжика или что-то ещё) и сделайте по контуру дырки с помощью дырокола. В эти дырки малыш будет просовывать шнурочки. Также можно пришнуровывать один объект к другому (ёжик несёт яблоко и т. д.) Игры с пуговицами и бусинами— нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую— разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой-маленький.
Пазлы — красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие— дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти.