Расширение образовательного пространства детского сада
для освоения образовательной программы дошкольного
образования за счет привлечения ресурсов социальных
партнеров для развития ДОУ
Прошкина Ирина Анатольевна
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми, сверстниками, окружающим социумом.Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания насыщенности образовательного пространства
В связи с этим возникают новые требования к системе образования: из традиционно закрытой, информационно и территориально ограниченной, ей необходимо стать принципиально иной, открытой системой, активно взаимодействующей с социумом.
Образовательная среда определяет систему средств социализации и развития ребенка. Средства условно можно разделить на:
- пространственно -временные предполагают гибкость и трансформируемость предметного пространства
-деятельностные предполагают доступность и разнообразие всех видов детской деятельности
-социальные предполагают (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса)
Одним из средств социализации является, по нашему мнению, и расширение образовательного пространства образовательного учреждения с помощью социального партнерства.
Понятие «Единое образовательное пространство» – пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника
под понятием «Расширение образовательного пространства»
дошкольного учреждения мы понимаем создание дополнительных условий для социального развития ребенка за счет включения в образовательный процесс элементов социальной и культурной среды региона, обладающих определенным образовательным и воспитательным потенциалом.
ДОУ, чтобы успешно реализовать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации воспитанников из «закрытой», довольно автономной системы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой, выйти за пределы ограниченной территории, стать «открытой» системой.
Так же, по нашему мнению, в данное понятие необходимо включить не только территориальное расширение границ пространства ДОУ, но и привлечение социальных партнеров на территорию учреждения (педагоги дополнительного образования для реализации программ, мастер- классы родителей по профессиям, волонтерские акции, детское конкурсное движение и др.)
Особенно это становится актуальным в ситуации пандемии, невозможности покидать территорию ДОУ.
Поэтому перед методической службой ДОУ встали следующие задачи:
- познакомить педагогов и научить практически применять методы, формы, технологии организации взаимодействия с социальными партнерами
- предположить возможные результаты партнерства для развития ДОУ.
Предполагаемый результат:
Для воспитанников- становление процесса социализации и личностного становления.
Для ДОУ- укрепление позиций ДОУ в социуме, формирование позитивного общественного мнения, повышение спроса на образовательные услуги.
Наше ДОУ имеет многолетний опыт взаимодействия с социальными партнерами. И поэтому нами разработана технологиями организации взаимодействия, адаптированная к нашим условиям.
- Этап: организационный (планирования)
- Анализ социального окружения и поиск возможных партнеров
-изучение возможностей и интересов потенциальных партнеров
-обсуждение тематики и содержания сотрудничества (точек интересов)
- продумывание проблем, которые могут возникнуть в результате сотрудничества
- составление договоров о сотрудничестве
- презентация программ партнеров на педсовете, в родительском сообществе
- подготовку локальных и распорядительных актов (приказов, учебных планов, внесение изменений в программы педагогов, расписания НОД)
-подписание договоров с родителями
Анализируя социальное окружение мы пришли к выводу, что детский сад имеет выгодное расположение для организации социального партнерства: близость расположения таких учреждений как Культурно – досуговыйцентр «Ижорский», Дома творчества детей и молодежи, музей Ижорских заводов, детской библиотеки им. Светлова, подстанции скорой медицинской помощи, спортивной школы ,чтоявляется положительным фактором в работе.
Педагоги дополнительного образования данных учреждений на совместных встречах выразили готовность к сотрудничеству, предварительно обсудили с методической службой и с педагогами ДОУ содержание программ дополнительного образования детей, которые будут содействовать успешной реализации образовательной программы ДОУ, способствовать развитию социально- коммуникативных компетентностей у детей.
Также педагоги ДОП образования предлагают возможность использовать оборудование и оснащение своих учреждений, используя прием «погружения» (например: предметы быта в Музеи истории Колпино)
- Этап: практический (реализации)
В нашем учреждении накоплен обширный опыт взаимодействия с социальными партнерами, такими как:
- ДТД и М
-Музей истории ижорских заводов
- Библиотека им. Светлова
- Совет ветеранов работников Ижорских заводов
- Спортивный комплекс «Ижорец»
- Культурно – досуговый центр «Ижорский» и др.
Уже не один год реализуются программы дополнительного образования, такие как так «Колпинская слободка», организованная музеем «Истории Ижорской земли и города Колпино» при ДТД и М ;(приложение №1)
Программа дополнительного образования «Керамика», Программа мероприятий Центральной районной библиотеки им. М.А Светлова «Открываю книгу – открываю мир»
С данными учреждениями заключены договоры о сотрудничестве
(приложение №2)
Взаимодействие было организовано в следующих формах:
Концерты к праздничным дням, выступления перед ветеранами, экскурсии, виртуальные экскурсии, игры- викторины, музыкальны гостиные, тематические вечера, познавательные занятия, квесты, лекции – презентации, практические занятия, мастер – классы,участие в детских конкурсах, олимпиадах, участие с соревнованиях, сдача норм ГТО.
Задачи и содержание программ дополнительного образования включаются в вариативную часть (формируемую участниками образовательного процесса) Образовательной программы дошкольного образования.
Ежегодно корректируются Рабочие программы педагогов на текущий учебный год.
- Этап: итоговый (подведение итогов)
- Оценка полученных результатов (продуктов)
Фотоальбомы, методическая копилка проектов, дипломы об участии в конкурсах и благодарности от социальных партнеров
- Определение дальнейших перспективы
Из вышесказанного можно сделать вывод: на сегодняшний день социальное партнерство является эффективным средством расширения образовательного пространства и соответственно качественного освоения программы ДОУ
Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить кругозор, сформировать социальную компетентность, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться. Соответственно повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.