Умение играть – основная профессиональная
компетентность педагога дошкольного образования
(подвижные игры)
Джанаева Зарема Зиявдиновна
На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. На сегодняшний день актуальным вопрос о том, как вернуть игру в ДОУ. Компетентный педагог дошкольного образования должен обладать профессиональными качествами, которые помогут ему создать условия для поддержки и развития инициативы, самостоятельности, воображения, творчества, коммуникативных способностей детей в разных видах.Для этого воспитателю необходимо знать методы и формы руководства игровой деятельности детей.
Давайте рассмотрим, из каких компонентов состоит игровая компетентность педагога. Я хочу представить их в виде пазлов.
Прежде всего, педагог должен обладать
- Креативностью и развитым воображением — умение придумать сюжет, по-новому увидеть привычную ситуацию, придать новое значение знакомым предметам. Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре
- Артистичность и эмоциональная выразительность . Очень важно уметь принимать на себя различные роли: сказочных персонажей, животных, людей разных профессий, изменяя при этом голос, тембр речи, интонацию, повадки. Дошкольный педагог сам должен уметь играть и заражать детей своей эмоцией.
- Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой — это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда уйти в сторону и ограничиться скрытым наблюдением. Здесь недопустимы как авторитарная позиция, так и его полное отстранение от игры детей.
- И конечно, педагог должен владеть неким багажом знаний разнообразных игр и методикой их проведения. На фоне современных игр нельзя забывать и о народных фольклорных играх. Они представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьёзный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить именно педагог.
- Немало важно обладать Организаторскими умениями: организовать предметно-игровую среду, организовать начало игры, содействовать созданию детских игровых группировок, применять игру в процессе организации других видов деятельности, использовать игру для переключения детей от одного вида деятельности к другому.
- И наконец, Коммуникативные умения: занять в процессе общения с детьми «игровую позицию», включаться в игру на главных и второстепенных ролях, использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие опыт ребёнка (проблемные игровые ситуации, вопросы, советы, напоминания).
Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др.). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры.
Подвижные игры содействуют умственному развитию занимающихся. Совершенствуют в них внутреннюю речь и логику, умение распознавать намерения соперников, умение взаимодействовать с партнерами, в постоянно меняющейся обстановке правильно и быстро реагировать на сложившуюся ситуацию наиболее эффективным действием.
С помощью игр повышаются функциональные возможности организма, развиваются физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость.
Игры оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему занимающихся, способствуют формированию динамических стереотипов, это облегчает выполнение движений, делает их более экономичными.
Возможность играть на открытом воздухе, без специальной подготовки, изменяя правила по желанию, позволяет регулировать нагрузку в соответствии с уровнем своей подготовленности.
Особое педагогическое значение имеют коллективные (групповые) подвижные игры. Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент, а также взаимопомощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерна для коллективных игр все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются взаимоотношения: каждый стремится создать для себя и для своего коллектива выгодное, по сравнению с «противником» положение. По подвижным играм проводятся соревнования. Их можно проводить по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям учащихся примерно одного возраста, однородных классов. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр, в которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных физических качеств и навыков. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физического воспитания. Понятие игрового метода в воспитании отражает методические особенности игры, т.е. отличие в методическом отношении от других методов воспитания (элемент соревнований, сюжетность, образность, разнообразные способы достижения цели, относительная самостоятельность действия).
Педагогические требования к организации и проведению подвижных игр
При организации и проведении подвижных игр необходимо учитывать направленность на достижение воспитательных, образовательных и оздоровительных результатов. Руководящая и направляющая роль при проведении игр должна принадлежать воспитателю. Воспитательная, образовательная и оздоровительная ценность игры во многом зависит от него.
Используя игру, он преследует цели:
1. Укрепить здоровье воспитанников, способствовать их правильному физическому развитию.
2. Содействовать овладению необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них.
3. Воспитать у занимающихся необходимые морально-волевые качества.
При проведении игры в помещении надо предусмотреть, чтобы не было посторонних предметов, мешающих движению играющих. Важно, чтобы обстановка способствовала правильному процессу игры, привитию организаторских способностей, хорошему усвоению правил, товарищескому поведению в игре, проявлению своих индивидуальных способностей, умению бороться в коллективе за интересы коллектива.
Подвижные игры на развитие быстроты перемещения
1. «Третий лишний»
Расположение игроков: встав широко, игроки образуют круг, расстояние между игроками 2-3 метра. Водящий и один игрок располагаются вне круга.
Ход игры: водящий догоняет свободного игрока вокруг круга. Убегающий должен встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего. Если же водящему удается запятнать свободного игрока, они меняются ролями.
2. Бег по кругу
Расположение игроков: команды игроков располагаются в колонну по одному напротив друг друга по противоположные стороны круга.
Ход игры: игроки бегут по кругу, стараясь догнать соперника. После двух кругов бежит следующий игрок. Побеждает тот, кто догонит соперника или закончит бег первым.
3. «Кто быстрее»
Расположение игроков: игроки в колонну по два бегут по кругу.
Ход игры: по сигналу преподавателя последняя пара обгоняет свою колонну (каждый с внешней стороны). Чей игрок быстрее это сделает - приносит команде очко.
4. «Волк и овцы»
Расположение игроков: 1 или 2 игрока назначаются водящими и располагаются в середине площадки. Все остальные свободные игроки занимают место за линией площадки.
Ход игры: по сигналу преподавателя свободные игроки стараются перебежать на другую сторону площадки, увертываясь при этом от водящих. Каждый запятнанный игрок меняется ролями с водящим.
5. Круговые пятнашки
Расположение игроков: взявшись за руки, игроки образуют круг. Один свободный игрок в круге. Водящий стоит за кругом, он ловец.
Ход игры: водящий старается догнать и запятнать игрока из круга. Остальные должны не допустить этого. Круг постоянно движется в одном направлении с ловцом.
6. Эстафеты
Расположение игроков: игроки выстраиваются в колонны по одному за линией старта.
Ход игры: каждый игрок добегает до определенной отметки и возвращается назад к своей команде и становится в конец колонны. Побеждает команда, закончившая эстафету первой.
Подвижные игры и эстафеты на развитие прыгучести
1. «Пятнашки прыжками»
Один водящий располагается в центре площадки. Остальные свободные игроки в поле. Водящий прыгает на одной ноге, пятнает свободных игроков. Пойманный игрок меняется ролями с водящим.
2. «Удочка»
Водящий со скакалкой в руках располагается в центре круга, образованного игроками. Водящий крутит скакалку на расстоянии 30-40 см от пола, все игроки по очереди перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку меняется ролями с водящим.
3. «Кто дальше прыгнет»
Игроки располагаются в колонны по одному за линией старта. Первые номера, встав за стартовой чертой, выполняют прыжок в длину с места толчком двух ног. Приземление фиксируется по пяткам. С этого места выполняют прыжок вторые номера. Выигрывает команда, имеющая по сумме длины всех прыжков лучший результат.
4. «Парная чехарда»
Команды построены в колонны по двое перед стартовой линией. По сигналу один из партнеров первой пары выбегает вперед и принимает положение полунаклона вперед с опущенной головой, опираясь прямыми руками на колено впереди стоящей ноги. Второй партнер с короткого разбега выполняет прыжок, ноги врозь, через него прыгает первый и т.д., пройдя таким образом все заданное расстояние, партнеры возвращаются к своей команде и передают эстафету.
5. «Эстафета с прыжками»
Игроки располагаются в колонны по одному за линией старта. По сигналу преподавателя первые игроки перепрыгивают несколько барьеров высотой 30-40 см. Бегом возвращаются к своей команде и передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.
Варианты: прыжки выполняются через партнеров, находящихся в упоре сидя на коленях.
Подвижные игры и эстафеты на развитие ловкости
1. Эстафета
Игроки выстраиваются в колонны по одному за линией старта. Направляющий игрок выполняет 3-4 кувырка через голову на гимнастическом мате, затем обегает несколько препятствий и возвращается обратно, передает эстафету следующему.
Варианты: кувырки выполняются через партнера, находящегося в положении упор сидя на коленях.
2. Эстафета
Игроки располагаются в колонны по два за линией старта. Из каждой команды игроки парами передвигаются до определенного расстояния таким образом: первый перепрыгивает через партнера, находящегося в положении стоя, наклон вперед - прыжком, ноги врозь, затем пролезает между ногами партнера и игроки меняются ролями. Обратно оба игрока возвращаются бегом, взявшись за руки, и передают эстафету следующему игроку своей команды.
3. Футбол сидя
Игроки располагаются, образуя две команды. По противоположным сторонам зала ставятся мини-ворота. Игроки в положении упор сидя сзади играют в футбол. Игра продолжается два тайма по 15 минут.
4. «Бой петухов»
Пара игроков располагается в кругу диаметром 3 метра. Игроки стоят, руки за спину, на одной ноге. Прыгая на одной ноге, следует толкнуть партнера из круга или заставить потерять равновесие, встав второй ногой на пол.
5. «Пятнашки в упоре лежа»
Пара игроков располагается в упоре лежа, лицом друг к другу. По сигналу игроки должны рукой достать руку партнера, при этом не дать свою руку запятнать партнеру и сохранить положение упор лежа. Побеждает тот, кто за определенное время запятнает большое количество раз.
6. «Бегуны и скакуны»
Игроки одной команды - «бегуны» - могут свободно бегать по площадке размером 8x8 метров. В течение 15 секунд поочередно каждый из соперников - «скакун», прыгая на одной ноге, должен запятнать кого-либо из них, выбив из игры. После того, как все «бегуны» покинут площадку, команды меняются ролями. Победившая команда определяется по меньшему времени выполнения задания «скакунами».
Подвижные игры на развитие силы
1. «Перетяни партнера»
Игроки располагаются парами лицом друг к другу. Между ними ограничительная линия. По сигналу преподавателя каждый игрок за руку должен перетянуть партнера через ограничительную линию.
2. «Стенка на стенку»
Игроки образуют одну шеренгу и рассчитываются на первый-второй. Первые номера по команде выполняют разворот на 180°. Взявшись под руки, команда должна перетянуть противника в свою сторону за ограничительную линию. Расстояние 2 метра от команды.
3. «Перетяжки»
4-5 игроков располагаются по кругу, держа в руках связанную веревку. На расстоянии 2 метра от каждого игрока стоит кегля. По сигналу преподавателя игрок, держа одной рукой веревку, достает кеглю. Побеждает тот, кому удастся перетянуть партнера и взять кеглю.
4. «Перебрось мяч»
Игроки образуют две команды и располагаются на волейбольной площадке по разным сторонам сетки, каждая команда имеет по четыре набивных мяча весом 1 кг. По сигналу преподавателя задача игроков - перебросить мячи на сторону противника. Побеждает та команда, на чьей стороне не осталось ни одного мяча.
5. Эстафета
Игроки образуют две команды и располагаются в две шеренги, а в своей команде образуют пары. По сигналу игрок берет своего партнера за голеностопный сустав, партнер в упоре на руках проходит до определенной отметки.
Подвижные игры по развитию быстрой реакции
1. «Выбей мяч»
Игроки располагаются в парах лицом друг к другу. В руках одного мяч. Игрок с мячом должен вытянуть руку вперед, партнер старается выбить мяч из рук. Задача - убрать мяч, не дать его выбить.
2. «Догони партнера»
Игроки располагаются в парах на лицевой волейбольной площадке лицом друг к другу. Игрок, стоящий спиной к волейбольной площадке, выполняет три хлопка в ладоши партнеру, поворачивается на 180° и убегает. После серии пробежек игроки меняются ролями. Очко получает игрок, который сумел убежать от партнера за пределы волейбольной площадки, или тот, который догнал партнера.
3. «Будь внимательнее»
Игроки располагаются по периметру спортивного зала. Игроки перемещаются по кругу, в колонну по одному. По сигналу преподавателя игроки выполняют задания (изменить направление, скорость, выполнить упор, прыжок). Тот, кто выполнит задание последним, выбывает из игры. Победителями становятся 5-6 последних игроков.
4. «Догони мяч»
Игроки делятся на две команды и располагаются у боковых линий волейбольной площадки лицом друг к другу. Игроки рассчитываются по порядку. Преподаватель бросает мяч в волейбольную сетку и называет любой номер. Оба игрока под этим номером пытаются овладеть мячом. Тот, кому это удалось, выполняет передачу первому игроку своей команды, который передает его по шеренге дальше. Игрок, не сумевший овладеть мячом, обегает игроков своей шеренги, пытаясь обогнать мяч, который передают игроки противоположной команды. Если ему это удалось, то очко начисляется его команде. Затем игра начинается вновь. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.