Адаптация ребенка в детском саду
Вьюнова Светлана Юрьевна
Адаптация в детском саду – нелегкий период как для детей, так и для родителей. Чтобы успешно справиться с ним, нужно хорошо понимать, что происходит в этот момент и как лучше действовать, чтобы все прошло как можно успешнее!Итак, начинается период адаптации ребенка в детском саду - ваше любимое чадо начинает посещать садик каждый день, но вы больше несчастны, чем рады этому событию. Вы с трудом узнаете в маленьком капризном человечке своего ласкового малыша. Малыш как будто начинает возвращаться в младенчество, происходит регресс во всех достижениях: речь, навыки, игры, будто приостанавливаются в развитии и Ваше чадо отказываться учиться чему-то новому. Малыш плохо есть, мочит штанишки, капризничает по пустякам, устраивает истерики и…. отказывается идти в детский сад. Каждое утро начинается до боли одинаково: ребенок плачет, умоляет не отводить его в садик, ищет отговорки, чтобы остаться дома, обещает быть послушным, проситься к маме. Родительское сердце сжимается при виде такого. Воспитатели жалуются на малыша, он до сих пор не смог завести в садике друзей, целый день сидит один и тоскливо смотрит на двери, когда же придет мамочка…
Знакомая картина?Вы уже проходили через это? Тогда вы знаете, что вся эта жизненная драма ненадолго, всего на некоторое время пока Ваш сын или дочка пройдут адаптацию и привыкнет к детскому саду. А тем, родителям, которые только готовятся отдать своих детей в пенаты детских садов, и напуганы разными страшилками, о том, как там детям плохо, наша статья поможет успокоиться и отнестись к периоду адаптации ребенка в саду без лишних нервов и переживаний.
Давайте разберемся, в чем же суть адаптации ребенка в детском саду?
Адаптация в детском саду — это привыкание организма к новым условиям и новой среде. Для малыша, который с рождения до ранних лет все время был дома рядом с мамой и папой, детский сад является той новой обстановкой, неизведанным пространством, с новыми впечатлениями и совершенно другим окружением.
Период привыкания протекает сложно и отражается на всем организме вашего чада, на его поведении, здоровье и нервной системе. Малыш естественным образом ощущает стресс.
Самым тяжелым и стрессовым в данной ситуации является отсутствие мамы, самого близкого и родного человека. Крошка чувствует себя брошенным, покинутым среди незнакомых людей. Малыш испытывает страх, потому что не знает как себя вести в новой среде, но явно чувствует, что надо вести себя по-другому, не так как дома. На почве разлуки с матерью и страхом у ребенка начинается стрессовое состояние, которые выражается либо психонервными изменениями в поведении малыша, либо в здоровье. На фоне тяжелой адаптации ребенка в детском саду малыш может даже начать болеть. Время адаптации зависит от каждого ребеночка индивидуально. Кому то потребуется пару недель, чтобы привыкнуть к новому образу жизни, у кого-то уйдут на это месяцы, а есть такие дети, которые вообще не могут привыкнуть к детскому саду. Детей с особо сложными формами адаптации следует отдавать в сад чуть позже, но не в три года. По статистике мальчик в возрасте от 3 до 5 лет более уязвимы и привязаны к матери, чем девочки, и адаптация в детском саду может проходить более болезненно для них.
Не стоит забывать и об известном всем родителям кризисе трех лет, когда в психике ребенка проходят коренные изменения, малыш начинает понимать свое «я», ярко формируется его характер и личность. В этот период ребенок очень уязвим, и может плохо воспринимать изменения в его жизни.
Если вы все-таки четко стоите на том, что ребенку следует ходить в детский сад, вам нужно следовать советам специалистов и педагогов, чтобы адаптационный период в детском саду прошел менее болезненно для вас и вашего ребенка. Как правило, в современных детских учреждениях уже есть разработанные схемы по улучшению адаптации детей в саду.
Подготовка к детскому саду
- Подготовку к детскому саду нужно начинать неспешно и постепенно знакомя кроху с новым режимом и окружением.
- Для начала мама должна рассказывать о детском садике, показать здание, площадку и игрушки на ней, это можно начинать делать за 2-3 месяца до посещения ДОУ. Беседовать с ребенком о детском саде время от времени, обращая внимание на то, что дети в садике не живут, а только приходят туда поиграть с друзьями и разными игрушками. Донести эту информацию до ребенка очень важно, чтобы повысить уверенность ребенка и снизить уровень тревожности.
- В течение вечерней прогулки важно, чтобы крошка увидел, что за детками приходят мамы и забирают их домой.
- Не забудьте поначалу кормить ребеночка дома, потому что малыш может отказаться от еды в новых условиях. Первую неделю мама имеет право находиться рядом с малышом в группе, чтобы он был спокоен. После утренней прогулки ребенок уходит домой вместе с мамой.
- На второй неделе попробуйте оставить ребенка на такое время, то уже без материнского присутствия. Оставляйте крошку на обед, и на первых порах можете быть рядом с малышом.
- На 3-4 неделе ребеночек может спокойно оставаться в саду на дневной сон, и забирать его можно сразу после пробуждения.
По степени адаптации дети в детском саду делятся на три группы:
- тяжелый вид адаптации – на фоне смены обстановки у детей происходит нервный срыв, возникают простудные заболевания. Ребенок не идет ни с кем на контакт, находясь в саду, не может выбрать игрушку для игры, выглядит встревоженным. Никак не реагирует на замечания или поощрения воспитателей, либо пугается внимания к нему. В данной ситуации очень важно, чтобы родители влияли на малыша дома, рассказывали больше хорошего о жизни в саду и были терпеливыми. Также не стоит пренебрегать советами специалиста (детского психолога), для того чтобы быстрее адаптировать крошку в детском саду.
- Средняя фаза адаптации — в эту группу входят дети, которые реагируют на перемены частыми простудными заболеваниями. Врач может помочь снизить частоту заболеваний, назначив корректирующие мероприятия, тем самым снизив степень заболеваемости ребенка и обеспечив ему благоприятную адаптации в детском саду и в будущем, когда наступит время идти в школу. Ребенок охотно идет на контакт, играет в разные игры, общается как с воспитателями, так и с детьми, адекватно реагирует на критику и похвалу, может, как соблюдать, так и нарушать нормы социального поведения и правила. Как правило, средний тип адаптации в детском саду длиться около месяца. В течение этого времени ребенок может заболеть, но без особых осложнений.
- Легкий вид адаптации — самая благополучная группа детей, для которых новые изменения не несут потерь и даже вызывают положительные эмоции. По времени такая адаптация занимает 3-4 недели. Изменения в поведении поддаются коррекции, малыш ведет себя адекватно и практически не болеет. Ребеночек спокойно посещает группу, идет на контакт с окружающими, по своей инициативе вступает в игры, может сам обращаться с просьбами о помощи, сам себя занимает, придумывает игры (например, кормит куклу, играет посудой, строит из кубиков дом). Ребеночек спокойно соблюдает правила поведения, позитивно воспринимает похвалу и замечания, дружелюбен с другими детьми.
Для того чтобы облегчить и родителям и детям адаптационный период в детском саду, психологи разработали характерные особенности поведения в этот сложный период. Эмоциональный портрет ребенка выглядит так:
1. Негативные эмоции — у ребенка развивается депрессия, он подавлен, угнетен, плохо ест и пьет, не хочет разговаривать, не отвечает на вопросы. На смену депрессии приходит возбудимость — ребенок может устраивать истерики, падать на пол требуя игрушки, может начать обижать других детей, после в рыданиях требовать маму и снова впадать в оцепенение. Такие отрицательные эмоции могут возникать по нескольку раз за день. Обычно свои переживания выливаются у малыша в плаче, в хныканье и рыданиях. Среди детсадовской терминологии можно встретить так называемый «плач за компанию», когда дети поддерживают новеньких и подпевают в плаче хором. С помощью хныканья малыша пытается протестовать против того, что родители его оставляют в саду, а сами уходят на работу.
2. Страх — еще один спутник адаптационного периода в детском саду. Даже самые общительные и приспособленные к новизне малыши испытывают страх оказавшись в новой обстановке среди новых людей. Самым страшным для малыша оказывается факт того, что мама его предала и бросила. Чтобы преодолеть детский страх, старайтесь на первых порах раньше забирать ребенка и рассказывайте ему о своей любви. Вскоре на смену страху придет уверенность, и спокойствие что мама его заберет в любом случае.
3. Гнев — причина страхов ребенка, может вырваться наружу, и маленький ребенок превращается в агрессора, манипулятора и даже может начать драться. Малыш чувствует себя беспомощным и беззащитным в новой обстановке детского сада и потому всеми мыслимыми и немыслимыми способами пытается защитить себя и выразить свое «я».
4. Позитивизм — обратная сторона негативных эмоций и главный их гаситель. Чем раньше у ребенка появиться положительные эмоции на все новое, что с ним происходит, тем легче пройдет адаптация.
5. Социальные контакты — легче всего адаптация проходит у коммуникабельных малышей, которые легко идут на контакты с другими людьми и любят общение другими детьми. Но не расстраивайтесь, если ребенок замнут, держаться особняком и «неприступный как скала», через время наступит так называемый период «компромиссного контакта» — это когда ребенок начинает сначала общаться только с взрослыми. Негативные проявления адаптации будут исчезать по мере того, как ваш ребенок научиться ладить не только с взрослыми, но и с детьми из группы.
6. Познавательная деятельность — идет наравне с позитивными эмоциями. Познавательная деятельность трехлеток ассоциируется с игрой, но на фоне изменений ваш маленький активный почемучка может стать ленивым и потерять интерес к игрушкам и играм в целом, но это временный процесс. Как только малыш привыкнет к новым условиям, его познавательные центы снова активируются и стресс улетучиться.
7. Социальные навыки — под влиянием переживаний малыш может на время забыть то, что он умел до того, как пошел в сад. Воспитатели могут выказывать недовольство по поводу того, что ребенок не умеет сам раздеваться-одеваться, его надо докармливать с ложечки, водить на горшок и т. д. но после того как ребенок более-менее адаптируется в новой среде в саду он опять вернется к усвоенным навыкам и к тому же легко будет запоминать новые.
8. Развитие речи — от стресса у некоторых детей может наблюдаться регресс речевых навыков. Ребенок почти не общается с вами, отвечает однозначно, говорит младенческими словами. Это итог тяжелой адаптации в детском саду. Во время легкой адаптации речь ребенка не сильно меняется. Но в любом случае, во время привыкания ребенка к новым условиям в саду словарный запас менее активно пополняется.
9. Двигательная активность — важно не перепутать гиперреактивность ребенка, или заторможенность с темпераментом во время адаптационного периода в детском саду.
10. Сон — в самом начале ребенка очень сложно уговорить поспать. Как правило, ребенок отказывается спокойно засыпать и плачет, встает в кровати, капризничает, зовет маму. Постепенно ребенок начинает привыкать к новому укладу и начинает засыпать в саду, но сон его может быть тревожным, малыш может просыпать и засыпать по нескольку раз во время дневного сна. Не переживайте, как только ребенок окончательно адаптируется в новом окружении его сон станет спокойным и беспрерывным.
11. Аппетит — аппетит ребенка зависит от степени тяжести его адаптации в детском саду. В самых тяжелых случаях привыкания ребенок может либо объявить голодовку и практически ничего не есть, либо наоборот показать «волчий аппетит» и есть много. Постепенно аппетит ребенка должен прийти в норму что и будет явным показателем того насколько хорошо ребенок освоился в садике. Не переживайте если на фоне стресса ваш ребенок похудеет, как только он привыкнет к новой среде и его аппетит вернется на круги своя, ребенок снова начнет поправляться.
Отдавая своего ребенка в садик, особое внимание уделите его здоровью. Малыш, который часто болеет, может быть капризным, легко утомляется в новом окружении. Таким детям очень сложно расставаться с родителями, адаптироваться к новым условиям.
Особый подход требуется и к детям со слабой нервной системой. Адаптация ребенка в детском саду с неустойчивой психикой должна происходить постепенно с участием родителей, которым следует очень часто хвалить и подбадривать малышей, когда те усваивают новую информацию. Дети с ослабленной нервной системой хуже всего переносят новые изменения. Они могут не плакать, а просто отказываться от еды, замыкаться в себе — эти признаки должны тоже вызывать тревогу, как у родителей, так и у воспитателей. Для менее болезненной адаптации следуют как можно чаще хвалить малыша, подбадривать его действия.
Если воспитатель не будет внимателен к ребенку с неустойчивой психикой, то позже могут возникнуть проблемы в его поведении. К примеру, нельзя быть слишком требовательным к неуверенному и молчаливому ребенку, иначе это чревато слезами, непослушанием, излишним возбуждением.
Конечно, не так просто определить темперамент ребенка с первого взгляда. В разных ситуациях ребенок может по-разному себя вести, даже общительный карапуз может разрыдаться при расставании с родными, начнет проситься домой, потому что еще не привык и не готов к переменам.
Привычки могут сильно влиять на поведение малыша в период адаптации ребенка в детском саду. Если дома его кормит с ложки только мама, то в садике малыш просто откажется от еды, и будет ждать, пока его накормят. Ваш крошка может зайтись в плаче по любому поводу — не знает, как мыть руки, какие игрушки брать, как самостоятельно засыпать. Поэтому, для того чтобы не травмировать психику ребенка на стадии адаптации, следуют учитывать и уважать его привычки и постепенно формировать новые.
Если в семье царят конфликты и непонимание между родителями, то это может сказать негативно и на малыша и во время адаптации в детском саду он будет нерешительным, или чересчур активным, потому что дети очень быстро впитывают в себя как хорошее, так и плохое. Поэтому прежде чем отдавать ребенка в сад, создайте дома комфортную и дружелюбную атмосферу.
Привыкание к саду
Существует определенная схема адаптационного срока:
- до 10 дней в яслях.
- до 2-3 недель в детском саду в три года.
- 1 месяц для старших детей дошкольного возраста.
- Малыш не может адаптироваться в детском саду в течение 1 года.
- Ребенок часто болеет. Это факт, что Ваш сыночек или доченька в садике начинает болеть чаще, чем дома. На это есть свои причины. Любимые изменения влекут за собою стресс для организма. Стресс проявляет себя в слабости, снижении иммунитета. К тому же в детском коллективе даже здоровый малыш может быть носителем таких микробов, которые для него привычны, а для другого ребенка могут стать губительными и вызвать болезнь.
- Стоит беспокоиться, если ребенок не вылезает из ОРВИ и хронических ОРЗ. Тогда стоит искать причину не у докторов, а у психологов. Конечно, ребенок не специально простужается, чтобы лишний раз остаться дома. Неосознанно ребенок старается защитить себя и как бы «убегает в болезнь» и отказывается сопротивляться простуде. Уделять внимание следует не только физическому укреплению организма, но и душевному.
Ваша цель не только подготовить сына или дочку к детскому садику, но и выбрать хорошее учреждение для своего малыша, где бы он чувствовал себя максимально комфортно.
Кроме всего вышесказанного, врачи рекомендуют провести витаминный терапевтический курс в течение 10 дней. Потом каждые полгода следует повторять подобные курсы для профилактики ОРВИ. Медики доказали, что витамины положительно влияют на детский организм в период адаптации и снижают степень вероятности заболеваемости ОРВИ.
Каким должно быть поведение родителей, пока ребенок не адаптировался в детском саду?
Полная адаптация происходит в течение 2-3 месяцев, и вовремя этого периода надо как можно больше уделять внимания ребенку. Раньше забирать его из садика, если ребенок обедает в саду, то дома стоит уделить особое внимание ужину и готовить только любимые блюда вашего малыша, интересуйтесь делами ребенка, чем он занимался в садике, подружился ли с другими детьми, восхищайтесь его рисунками, которые он приносит домой. Ваше чуткое отношение и доброе участие скоро принесут свои плоды, и ребенок будет с радость ходить в детский сад.
Если ваш малыш еще не умеет хорошо говорить или просто не отвечает на вопросы, о том, чем он занимался в садике, то поиграйте дома в ролевые игры, например, возьмите мягкие игрушки и представьте что они ходят в детский сад. Дайте одну игрушку ребенку, другую игрушку возьмите сами и создайте похожие ситуации, которые обычно происходят в саду. Как правило, ребенок в игре может рассказать, что он делает, с кем дружит, что есть или что его волнует.
Не поддавайтесь эмоциям и переживаниям ребенка слишком сильно. Часто дети, которые рыдают при расставании, очень быстро успокаиваются, как только мама уходит, и спокойно ведут себя в течение всего дня. Если ребенок поймет что может манипулировать вашими чувствами, то он продолжить «играть на публику» дальше. В таких случаях можно поручить отводить ребенка в сад папе, поскольку отцы часто имеют более слабую эмоциональную привязанность с детьми.
Вы можете заметить то, что после садика ребенок очень сильно устает, как, будто сам не свой. Не переживайте заранее, просто ребенку требуется время привыкнуть к новому режиму, и образу жизни и это совсем не означает что адаптация ребенка в детском саду проходит со сложностями.
Дайте ребенку время привыкнуть к новому режиму, и все встанет на свои места.
Советы по адаптации малышей к саду:
1. Готовьте малыша к саду на позитивных нотах. Рассказывайте больше хорошего о садике, как ему там будет интересно, что он может делать там, чего нет дома, хвалите малыша чаще и говорите, что он уже вырос и стал большим и уже готов ходить в сад.
2. Не растягивайте прощание. Когда уходите и оставляете крошку в саду, то делайте это быстро и легко. Не показывайте ваших переживаний, потому что дети очень четко чувствуют эмоции родителей. Если вы все такие не можете скрыть своего волнения, то поручите отвести Ваше чадо в сад кому-то другому, бабушке или папе, например.
3. В период адаптации ребенка в детском саду как можно раньше забирайте малыша домой.
4. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.
5. Не нагружайте нервную систему малыша вовремя адаптации. Старайтесь уменьшить просмотр мультфильмов, не посещайте шумные места, такие как цирк, зоопарк, где малыш может легко возбудиться.
6. Не стоит слишком тепло одевать ребенка в садик.
7. Не меняйте режим детского сада на время выходных.
8. Игнорируйте капризы малыша, не поддавайтесь его неосознанным манипуляциям.
9. Если что-то вас беспокоит в психике или здоровье ребенка, не откладывайте визит к врачу.
Но даже после того как вы четко следовали всем указаниям и инструкциям, ваш малыш все равно испытывает некие трудности в привыкании к детскому саду и новым условиям, не отчаивайтесь. Запомните одно, что никакое самое чуткое отношение и внимание педагогов в саду не могут заменить материнской любви, ни новые игрушки и занятия не будут поначалу сильно увлекать и радовать малыша более чем родная атмосфера дома и любимые вещи, к которым он привык с младенчества. Даже самому общительному и активному малышу требуется некоторое время, чтобы окончательно привыкнуть к новому образу жизни и новым друзьям. Забирайте крошку из сада раньше, восполняйте дефицит вашего внимания дома и терпеливо продолжайте приобщать ребенка к социальной жизни.
Если же все-таки ваш кроха, после многих стараний, никак не может свыкнуться с садиком и новым режимом, то стоит обратиться за советом к специалистам, и создать дома Вашему сыну или дочке условия приближенные к садику, иногда поступившись своими родительскими привилегиями.