Пальчиковые игры - лучший способ развития
речевой деятельности детей раннего возраста
Иванова Ирина Николаевна
Одной из важнейших задач детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. У большинства детей в настоящее время отмечается слабое развитие мелкой моторики, что приводит к общей неготовности большинства современных детей к проблемам с речевым развитием и в дальнейшем к письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. О проблемах с мелкой моторикой, к сожалению, большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку.Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Рука — это инструмент всех инструментов», - сказал ещё Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», - писал Кант.
Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок и свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Детям с плохо развитой ручной моторикой бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с паззлами, мозаикой, они неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Они часто отказываются от любимых другими детьми занятиями лепки и аппликации, так как, не успевают за другими ребятами. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Эти дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это так же влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, становится недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
В данное время «время прогресса», взрослые очень заняты на своих рабочих местах, и не могут уделять детям должного внимания, как следствие ребенок очень мало разговаривает, рассказывает, а больше слушает и смотрит
Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания). Поэтому у большинства детей дошкольного возраста с нарушениями речи, специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук. И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь, он запоминает стихотворные тексты, его речь становится более выразительной. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если развитие пальцев отстает, как правило, отстает и развитие речи, хотя общая моторика может быть в норме и выше. Для того чтоб эти показатели соответствовали возрастной норме, необходимо, как можно чаще играть с детьми. При этом пальчиковые игры - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в единстве и взаимосвязи. Благодаря им ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления. У него развивается способность сосредотачиваться, формируется образно-ассоциативное мышление. Пальчиковые игры помогают детям отдохнуть, расслабиться, укрепляют мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в рисовании, а в дальнейшем - при письме Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственное мышление, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.