Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Растим любознательных

(выступление на родительском собрании в младшей группе детского сада)
Корнева Оксана Сергеевна
       Когда родители жалуются на подростка, которому «ничего не интересно», очевидно, что в период раннего детства своего ребёнка эти же самые родители старательно душили в нём  природную любознательность, с которой он родился и которая была для него естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон.
Откуда  же берется любознательность, и как не мешать ее развитию?
         Именно период раннего детства, с 2 до 3 лет  оптимально подходит для развития любознательности.  Ребенок в это время воспринимает окружающий мир через действия с предметами. Чем больше мозг ребёнка нагружен информацией, получаемой через действия, тем выше его желание познавать дальше. Если же ребёнок просто смотрит так любимые родителями добрые мультики, то желание познавать дальше у него идёт на убыль.
Раннее детство закрепляет модели поведения и установки для будущего. Поэтому, если закреплена активность и любознательность, то родители не могут в дальнейшем получить потом апатичного подростка. И наоборот.
Как закрепить установку на любознательность?
Правило первое ребёнок должен свободно исследовать мир. Свободно не в смысле, что ему нужно позволить упасть с балкона, а в смысле, что не надо орать на каждом шагу «не трогай! упадешь! разобьешь!»  Лучше убрать драгоценный подарок свекрови на антресоли и поставить заглушки в розетки, а заодно выдать всем приходящим родственникам лошадиные порции валерьянки.
Помните, что самое активное поле деятельности для мозга ребенка предоставляет природа, поэтому чем чаще ребенок имеет дело с природными объектами и материалами (листики и палочки, жуки в траве), различными настоящими фактурами (песок, кора, камушки), тем лучше подпитывается его стремление к исследовательской деятельности. Дети даже в 2 – 3 года  любят экспериментировать и получать различные результаты одного и того же опыта.
Часто развивающие игрушки нового поколения не дают ребенку никаких результатов деятельности, кроме изначально заданного. Поэтому чем больше вокруг предметов и дел, в которых ребенок может получать разные результаты, тем лучше (если опрокинуть на себя пустую чашку — результат один, если с чаем — другой, а с вареньем вообще третий и куда интереснее!). Вообще чем больше у ребенка «зон свободного эксперимента», тем более неутомимый исследователь вырастет в дальнейшем.
 Не нужно представлять себе это глобальным общением с природой, не нужно думать, что ребенку нужен зоопарк. Можно устроить смелые эксперименты и в тесной комнате, выдав ребенку ящик природных материалов или поставив в ванну ведро с водой, а рядом — пакетик мелких вещиц. Главная цель периода раннего детства — найти новый, неизвестный ранее способ манипулирования с известными предметами (поэтому сотовый телефон проходит испытания на плавание в унитазе, а в кастрюлю с супом, пока мама не видит, летят цветные карандаши). Чем больше у ребенка таких предметов, с которыми ему позволительно находить новые действия без особого вреда для окружающих, тем дальше он захочет идти в познании окружающего мира.
Наша задача показать ребенку, что мир бесконечен и многообразен. Этому как нельзя лучше способствует природа, ведь каждая былинка неповторима и производит такое количество необычайно интересных действий для кинестетического (двигательного) канала восприятия, что можно не заниматься никакими другими «развивающими занятиями».
Плюс к этому, ребёнок делает свои, авторские,  открытия, а не получать уже готовые знания. Понятно, что мы называем для него предметы, но не стоит бежать впереди его любопытства и забивать его механическую память ненужными пока сведениями. Сейчас период наблюдения, опытов, экспериментов. Подождите следующего этапа — обобщение полученных результатов и выводы обязательно последуют!
Если мы объясняем ребенку, что окружающий мир в общем-то довольно шаблонный и скучный (эту кнопку нажмешь — будет только так, все давно уже придумано и разложено по полочкам, от твоих действий ничего не зависит) и пичкаем готовыми, переработанными кем-то знаниями (не надо зубрить цвета, буквы, слоги, цифры в два года!),  исследовательским способностям больше нечего будет делать, и они потихонечку атрофируются. Человек привыкает, что для мозга всё дается готовым, как детское питание в баночках, и перестает стремиться сделать свои собственные открытия.
        Второе правило — границы. Любознательность важна и необходима, но в некоторых границах!
Именно в 2 – 3 года ребенок усваивает первую систему запретов. Родители должны продумать каждый запрет, насколько он необходим, и строго придерживаться выполнения этого, чтобы не было «нельзя, потому что у мамы плохое настроение; можно, потому что папа не хочет крика и нытья».
В конце периода раннего детства ребенок проходит так называемый «кризис трех лет», в результате чего он впервые начинает воспринимать себя отдельной личностью, а не частью мамы (психологически в раннем детстве это именно так). Родителям нужно много мудрости и терпения, чтобы научить ребенка в этот период соблюдать границы и при этом не погасить стремления к самостоятельности и инициативе. Вместо «дай я тебе помогу; дай я тебе сделаю; дай мне, ты еще не умеешь» можно учитывать «Я-позицию» и сказать примерно так: «Ты САМ сделаешь вот это и вот это, а я только здесь немножко». Решите, в какой области ваш ребенок может «Якать» и «решать сам», и давайте ему свободу выбора в четко очерченных границах (он может решить, в каких штанах выйти из дому, но выход из дома запланирован вами и не обсуждается). Подумайте, какие иллюзии выбора и свободы решений могут немножко разрядить «кризисную» обстановку в доме.
Выделите ребенку такие дела и такие предметы, чтобы он действительно делал для удовлетворения своей любознательности всё, что вздумается, но в этих рамках (вместо «нельзя прыгать на диване!!!» купите батут, вместо «нельзя разливать воду за столом» дайте ребенку в ванной играть с водой сколько угодно в определенное время, и так далее).
        Границы совершенно необходимы, и именно в этом возрасте. Ведь сейчас ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него перестраивается модель поведения, он переходит на другую ступень по отношению к остальным членам семьи. Свобода без ограничений невозможна, это уже распущенность. Поэтому в этот период ребенок должен понимать свою свободу действий, и приобрести первые знания о табу.  Границы раннего детства — первый моральный кодекс человека.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»