Психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста
Корнева Оксана Сергеевна
Дошкольное детство – это период интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. В соответствии с периодизацией, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 лет. Предшествуют ему период младенчества (до 1 года) и период раннего возраста (от 1 года до 3 лет). В связи с тем, что система дошкольного образования включает в себя и ясельные группы, есть необходимость коснуться особенностей развития детей раннего возраста. Ранний возраст. Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься ребенком как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Для того, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Именно поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек. Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование). В раннем возрасте у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Вот почему так важно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить его о своих желаниях. На первых порах речь ребенка мало похожа на речь взрослого. Ее называют автономной речью: ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Из поколения в поколение передаются слова «ам-ам» или «ням-ням», «бибика» и т. п. Кроме того, ребенок невольно изменяет звуковую форму слова. Так, например, «молоко» он произносит как «моко». В общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. Но если окружающие ребенка взрослые поддерживают автономную речь, она может сохраниться надолго. Восприятие ребенка раннего возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки. Таким образом, для обогащения представлений ребенка раннего возраста о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями этих свойств. Неверно ограничивать (как это делают иногда) материал, с которым действует ребенок, двумя-тремя формами и тремя-четырьмя цветами. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). По словам Л. С. Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится и к развитию мышления. Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется как наглядно действенное. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними. В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнять сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе». В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения» (заплакал один - плачут все). Существует одна важная особенность, которая качественно отличает поведение ребенка до трех лет от поведения детей более старшего возраста. Она проявляется в том, что ребенок раннего возраста находится как бы во власти внешних впечатлений. Поэтому его очень легко привлечь, но также легко и отвлечь. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы. Если, например, ребенок заплакал от огорчения,то его очень просто утешить: для этого достаточно, например, взамен игрушки, которой он лишился, дать ему другую или вообще чем-нибудь занять его. Спустя 2-3 мин., после какой-нибудь перенесенной малышом неудачи, он уже улыбается, только изредка у него как бы прорываются всхлипывания. Т. е. во внешних движениях эмоциональная реакция еще сохранилась, внутренне же, психологически, уже исчезла. Общение взрослого с ребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека. Это происходит в период с двух с половиной до трех лет. Благодаря особенностям общения со взрослыми,малыш учится говорить о себе сначала в третьем лице: «Дай Пете!»; «Петя хочет!» Однако очень скоро он открывает, что «Я» может относиться к нему самому. Здесь наступает тот момент в осознании себя самого,который определяет начало формирования самосознания: «Я» начинает употребляться для обозначения самого себя среди других. Таким образом, ведущие достижения в раннем детстве в сферах деятельности,познания и личности следующие: - складывается предметная деятельность, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, ребенок переходит к активной речи, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности; - формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция, осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное); - на третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг, начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. При этом вместо действий с предметами выполняются действия с их заместителями, результат же относится к самим предметам. - Зарождение знаковой функции есть одновременно и зарождение воображения ребенка. - главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». Таким образом, в течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, у него складывается определенное отношение к себе. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении и признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Это период перехода от манипулятивной игры к ролевой. 3-4 года (младший дошкольный возраст). Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении и признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая. Это период перехода от манипулятивной игры к ролевой. С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе. В два с половиной года малыш узнает себя в зеркале, а еще через некоторое время и на фотографии. Ребенок стремится соответствовать требованиям взрослого, быть хорошим. К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Основными симптомами этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие ребенка, бунт против окружающих. Дальнейшее развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал в этот период со взрослым. Здесь возможны два варианта развития:: а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами; б) если взрослый стремился добиться подчинения любой ценой, наказывал за своеволие, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостояния взрослому. Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера. Ребенок в этом возрасте постоянно готов к деятельности, проявляет критичность в оценке результатов своего труда у него формируется способность к целеполаганию. Действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке, возводить постройки, выполнять определенную роль в игре. Деятельность пока еще носит неустойчивый характер, так, например, младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры по 12-13 раз. В возрасте трех-четырех лет развивается игровая деятельность как ведущая в дошкольном возрасте. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая, младшие дошкольники ограничиваются игрой с 1-2 ролями и простыми неразвернутыми сюжетами. На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто». Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он может удерживать активное внимание лишь в течение 7-8 минут. Речь становится более сложной и развернутой. В речи детей четвертого года жизни появляется одна особенность - возникновение эгоцентрической речи. Отечественный психолог Л. С. Выготский считал, что эгоцентрическая речь - как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. С помощью эгоцентрической речи ребенок удерживает в памяти поставленные перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения.Если привести пример, то он может выглядеть так: 1. Мама говорит малышу: «Вася берет ложку и несет к себе в рот». При этом помогает малышу действиями. 2. Малыш поднося ложку ко рту говорит: «Вася берет ложку и несет к себе в рот». - Пример эгоцентрической речи. 3. Малыш кушает молча. Таким образом, проговаривание своих действий вслух происходит до тех пор, пока они не становятся навыком, который действует автоматически. Эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю ближе к концу дошкольного возраста. Но иногда мы встречаем такую форму речи и во взрослом возрасте, когда человек совершает какие-либо действия в первый раз, проговаривая вслух (как бы сам себе) свои действия. В эмоциональном плане для ребенка 3-4 лет по-прежнему характерны резкие перепады настроения. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.
Используемая литература
1. Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М.:Владос, 2002 г. 2. Педагогические игры / под ред. В.В.Петрусинского // Дошкольное образование. – 2006 №3. 3. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г.
Используемая литература
1. Волков Б.С. Детская психология в вопросах и ответах / Б.С.Волков, Н.В.Волкова. – М.:Владос, 2002 г. 2. Педагогические игры / под ред. В.В.Петрусинского // Дошкольное образование. – 2006 №3. 3. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Г.А.Широкова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г.