Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Характеристика особенностей развития творческих
способностей дошкольного возраста

Неженкина Елена Викторовна
Обращаясь к формированию творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста их развивать. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Очень значимые для развития умственных способностей черты детской психики приходят и уходят, обусловленные определенным возрастным этапом. Гармоническое развитие ребенка теснейшим образом связано с его способностями – особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют пригодность человека к тому или иному виду деятельности.
 Некоторые из них уже заметно проявляются к шести годам. К ним относятся познавательные способности, включающие в себя сенсорные (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности. Говоря о познавательных способностях ребенка, можно отметить что они проявляются, к примеру, в чувствительности его восприятия к различным предметам, умении вычленить наиболее характерные их свойства, умении разбираться в сложных ситуациях, задавании вопросов, уверенном использовании в речи логико-грамматических конструкций (причина – следствие, противопоставление и т.д.), смекалке, наблюдательности. Основным условием развития этих способностей является тяга к умственным усилиям, отсутствие равнодушия или нежелания умственного напряжения.
К концу дошкольного детства развиваются и специальные способности, например музыкальные. Они включают в себя ладовое чувство (способность эмоционально откликнуться на музыку) и тонкое, дифференцированное восприятие (слуховой компонент музыкальности). Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, также является показателем музыкальной способности. Большинство старших дошкольников проявляют способности к изобразительной деятельности. Они проявляются в ярком воображении, зрительной памяти мира и фантазии, согласованных движениях рук. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствую расширению детского опыта. Так же мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Дошкольное детство так же является сенситивным периодом для развития творческого воображения.
Воображение играет в психической жизни дошкольника исключительно важную роль. Воображение в этом возрасте настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить, как способность к перекомбинированию образов. Отличительно особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Воображение проявляется гораздо чаще и допу3скает значительно легкий «отлет» от действительности. И главное – дети верят в то, что придумывают.
У детей, воображаемый и реальный миры не отделены четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумать пути спасения зайчика от хитрой лисы и т.д. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, на словах_, вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Кощея Бессмертного, Злую волшебницу, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят волшебство. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и абсолютно реальными. Дети всерьез боятся злую волшебницу и ждут добрую фею. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.
Л.С. Выготский писал о том, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежать только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека.
В работе по изучению интересов, способностей детей должны объединить свои усилия все: и родители, и воспитатель, и учитель. Каждый их них имеет возможность наблюдать ребенка в разных ситуациях, разных видах деятельности. Результатами своих наблюдений следует обязательно обмениваться, обсуждать их совместно. Тогда границы видения каждого из взрослых, причастных к воспитанию, расширятся, и личность ребенка представится в более полном виде.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»