Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Значение игры в развитии ребенка-дошкольника

Демидова Елена Геннадьевна
 
У ребенка есть страсть к игре  и надо ее удовлетворять.
Надо  не  только дать ему время  поиграть, но надо
пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра.
                                                                             А.С. Макаренко
Значение игры порой недооценивается. Впервые годы советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.
В чем же выражается роль игр в жизни современных детей?
Наблюдая за дошкольниками, нетрудно заметить, что они переносят в свои игры все то, что видят, замечают, слышат вокруг себя. Они "ходят", как мама и папа, на работу, сидя на табуретке, изображают из себя шофера - как старший брат или сосед дядя Миша, стряпают, прибирают - как бабушка и, конечно, копируют в своих играх взаимоотношения взрослых, которые их окружают.
Игры, отражая окружающую жизнь, развивают творческое отношение детей к жизни. Ребята, исходя из своих первых наблюдений, из того, что им рассказывают, читают, сами выдумывают, дополняют своим воображением пока еще ограниченные познания. В этом легко убедиться, если присмотреться, как играют разные дети в одинаковые игры.
Одни мальчишки, играя "в охотников", только бегают с палкой - ружьем и воспроизводят звуки, похожие на выстрел. Другие "охотятся" на определенного зверя, рассказывают друг другу о его повадках - словом, входят в роль охотников, насколько позволяют разнообразные сведения, полученные от взрослых, из книг, кино.
Если взрослые систематически проявляют заботу о расширении жизненных впечатлений своих детей-дошкольников, то это обязательно проявится в играх, которые будут отражать не только жизнь семьи, но и труд людей разных профессий, какие-то общественные события, различные стороны жизни нашей Родины.
В игре дети начинают познавать мир, находят выход своей энергии, чувствам, учатся общаться с людьми. Все выдающиеся педагоги подходили к детским играм именно с такой точки зрения. Макаренко А. С. неоднократно подчеркивал, что хорошая игра важное средство воспитания ребенка, подготовки его к труду: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет...»
Великий педагог К.Д. Ушинский считал игру детской жизнью: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов...». Ребенок, играя, не задумывается о будущей жизни. Он играет и живет именно сейчас.
Профессор М.А. Галагузова полагает, что усвоение различных социальных ролей в игре является важнейшей составляющей процесса социализации личности.
С.А. Шмаков, отмечая роль игры, пишет: «Игра – своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальностей, традиции, сублимации». Он придает «социальный смысл» национальной игре, которая развивает этнические черты характера. Мы считаем, что ребенок в игре прежде всего проживает свое счастливое детство. И в то же время, овладевая социальным опытом, впитывая культуру народов, ребенок тем самым исподволь готовит себя к жизни в обществе.
Особая тяга ребят к подвижным, спортивным играм тоже нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых.
Нормальное физическое развитие невозможно без постоянного движения. Двигаться ребенку необходимо так же, как дышать. Дети всех возрастов гораздо больше устают от недостатка движения, чем от его избытка. Вот почему они далеко не всегда реагируют на окрики: "Перестаньте бегать!", "Прекратите возню!", "Передохните немножко!". Подвижные игры развивают силу, ловкость, выносливость, сноровку, интерес и любовь к спорту. Это особенно хорошо знают родители, которые сами увлекаются спортивными играми и потому получают счастливую для воспитания возможность проводить со своими детьми большую часть свободного времени.
Кроме творческих и подвижных, есть еще одна группа игр, увлекательных и полезных для детей. Это игры, которые развивают внимание, память, наблюдательность, глазомер, смекалку - качества, необходимые человеку в учебе и в любом другом труде. Эти игры педагоги называют дидактическими. Часто они носят характер своеобразного соревнования и интересно проходят в семейной обстановке. (Кто правильнее отгадает предметы по звуку или на ощупь? Кто быстрее угадает предмет по одному или двум признакам? И многие другие)
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, особенно дома, поэтому не использовать ее как средство воспитания в семье - большое упущение. Но, как и всякое средство педагогического воздействия, воспитание в игре требует от родителей постоянных наблюдений, размышлений и необходимости время от времени поступиться своим личным временем: оторваться вечером от телевизора, не сходить в кино, не поболтать лишний раз с соседями. Что ж, это ведь не самые большие "жертвы" из тех, что приносят родители. 
Итак, какова роль игры в развитие ребенка№ Огромна! Масштабна! Поэтому не надо смотреть на игру как на забаву или пустое времяпрепровождение, по принципу «чем бы дитя не тешилось…».
Игра в жизни ребенка играет роль основного инструмента развития и воспитания (со стороны родителей) и почвой, основой, тканью самой жизни (для самого ребенка). Чтобы ребенок развивался в игре, нужно избегать чрезмерной опеки ребенка и предоставлять ему больше пространства и самостоятельности.
Литература:
  1. Макаренко А.С. О воспитании в семье//Макаренко А.С. Избр. пед. произв.– М.: Игра, 1955.– С. 81-92.
  2. Пинт А.О. «Это вам, родители». Книга вторая. Размышления над письмами.- Москва: «Знание», 1976.
  3. Ушинский К.Д. Собр. соч.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.– Т. 8.– С. 438-441.
  4. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры.– М.: Новая школа, 1994.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»