Предпосылки творчества в изобразительной деятельности
Семенова Анна Андреевна
Сенсорные навыки детей как основа изобразительной деятельности детей формируются во взаимосвязи с художественно-образным видением при рисовании и лепке. Однако необходимо разобраться, в чем заключаются предпосылки изобразительного творчества у детей дошкольного возраста. Н.П. Сакулина писала о том, что развитие художественного творчества идет во взаимосвязи с эстетическим основанием действительности, под которым она понимала эстетическое восприятие, переживание и оценку.В раннем возрасте непосредственность, острота, яркость реакций ребенка при созерцании предмета искусства свидетельствуют о первоначальных этапах формирования его эстетического восприятия. Следовательно важно, чтобы в процессе творчества (рисования, лепки, аппликации, конструирования) ребенок мог свободно пользоваться разнообразными материалами, быть свободным в передаче образов предметов и явлений окружающего мира, самостоятельно выбирая ритм мазков, цветовых пятен, штрихов, форм предметов, свободно располагая их на листе или плоскости стола.
В чем состоит специфика каждого выразительного средства? Во-первых это ритм пятен, мазков, форм, который помогает ребенку отразить явления окружающего мира. В раннем возрасте дети используют ритм как средство, способствующее цветовой и пространственной организации плоскости листа. Нанесение рисунка и ритмичное повторение его форм принимает у детей игровой характер. Яркие мазки и пятна привлекают внимание малыша и вызывают у него радость и желание творить. Пространственно-двигательный ритм помогает детям раннего возраста передавать содержание задуманного.
Во-вторых – это цвет. Цвет является ярким выразительным средством присущим всем видам изобразительной деятельности ребенка. Необходимо помнить, что не только свободный выбор цветовых решений должен быть доступен малышу, но и различные материалы: например, ассоциативные образы в процессе рисования краской проявляются быстрее, чем при рисовании карандашами или мелками.
В третьих – это композиция, если у детей раннего возраста она носит преимущественно хаотичный характер расположения штрихов или мазков, то в более старшем возрасте дети постепенно переходят к более четкому и последовательному заполнению пространства листа, что связано с развитием сюжетно-игрового замысла. Изображаемые предметы, формы, персонажи приобретают пространственное соотношение, не всегда понятное взрослым, но таким понятным и объяснимым для каждого ребенка.
Рисунки детей младшего дошкольного возраста, освоивших уже рисование некоторых форм, становятся более выразительными. Одним из основополагающих проявлений творчества становится стремление детей передавать в лепке или рисунке сюжет, но чаще всего у детей 3-4 лет в рисунке, лепке или аппликации происходит передача отдельного предмета, который ребенок связывает с конкретной жизненной ситуацией. Часто развитие сюжета происходит в процессе изобразительной деятельности.
Очень увлекателен для детей процесс рассматривания собственных рисунков. Причем в одно время они способны заметить красивое сочетание цветов, а через некоторое время в этом же рисунке их поразит разнообразие или количество изображенных форм. Исследования показали, что дети младшего дошкольного возраста обращают большое внимание на выразительность форм. Малыши, при предложении воспитателя показать, какая работа им нравится больше всего, выбирают те, в которых более выразительна и композиция, и форма, и цветовая гамма.
Таким образом, овладевая изобразительно-выразительными навыками, дети одновременно и приобщаются к элементарной творческой деятельности. Они получают возможность полнее передавать задуманные образы не только предметов и явлений окружающей действительности, но и различных персонажей. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста проходит сложный путь развития от простейших действий кистью, карандашом, краской пластилином к процессам образного воспроизведения очертаний и форм реальных предметов. Разнообразные цветовые сочетания, формы, ритм контрастных мазков, пятен, простая композиция придают выразительность детским рисункам, лепке, аппликации и вызывают у детей яркие эстетические эмоции. Поэтому, при воспитании и развитии детей, воспитатель каждый день должен опираться на выразительные особенности того художественного материала, который он предлагает детям для приобщения их к различным видам изобразительной деятельности.