Методическая разрабока
Наураша - цифровая лаборатория в опытно-
экспериментальной деятельности
со старшими дошкольниками
Чумак Анна Николаевна
Как говорила Анна Роговин: «Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно, дай мне приглядеться, потрогать и подержать в руках, послушать, понюхать, и может быть, попробовать на вкус! О, сколько всего я смогу найти самостоятельно!»В новом учебном году я начала работать над темой по самообразованию «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ», меня не раз ставили в тупик непростые детские вопросы: почему магнит притягивается к холодильнику, как появляется свет в лампочке, где живет электрический ток, почему тает мороженое? Каким образом в наше время рассказать ребенку о таких понятиях, как температура, свет, звук, магнитное поле, познавательно и грамотно с научной точки зрения? Мы придумали, как это сделать легко, увлекательно, а самое главное очень доступно для детей. В нашей работе с детьми нам очень помогла детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии». Это модульная цифровая лаборатория для дошкольников. При проведении занятий с данными модулями, я имела возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести в простейшие понятия, описывающие эти явления. Главная задача нашей научной лаборатории – дать понять маленьким испытателям, что существует некий добрый, почти одушевленный прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметно тихим.
Занятия с дошкольниками в мини-лабораториях помогут решению задач, которые они ставят:
- Формированию целостной картины мира и расширению кругозора.
- Развитию познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
- Развитию восприятия, мышления, речи, внимания и памяти.
- Формирование первично-ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни.
- Освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
- Основные легко определяемые свойства воздуха и воды.
- Общие условия, необходимые для жизни живых организмов.
- Правила сохранения и укрепления здоровья.
- Определять температуру воды, воздуха, тела человека.
- Уметь ухаживать за растениями и животными, создавая условия, необходимые для их жизни.
- Выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения.
Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8-ти лабораторий, каждая из которых посвящена отдельной теме: температура, свет, звук, сила, электричество, кислотность, пульс и магнитное поле.
Изучение предложенных тем в лабораториях можно проводить в любом порядке, однако более удобно будет начинать выполнение заданий с наиболее знакомых детям величин: температура, свет, звук и т.д.
В составе комплектов по всем темам имеются:
- Датчик божья коровка, измеряющий соответствующую теме физическую величину. У каждой лаборатории свой датчик.
- Набор вспомогательных предметов для измерений.
- Сопутствующая компьютерная программа.
- Брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.
Можно сделать вывод, что именно опытно-экспериментальная деятельность дает более широкое поле для реализации поставленных задач, раскрытия талантов и возможностей детей. «Наураша в стране Наурандии» приоткрывает дверь дошкольникам в мир физики, химии и биологии с надеждой, что они продолжат изучение этих предметов в школе с большим интересом и желанием.