Готовность к школе
Невструева Валентина Эдуардовна,
учитель-дефектолог ГБУ ДО ЦППМСП
Невского района Санкт-Петербурга
Готовы ли к школе дети?учитель-дефектолог ГБУ ДО ЦППМСП
Невского района Санкт-Петербурга
Психологическая готовность ребенка к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое. В этом возрасте он как раз активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых.
Другими словами, такое стремление к познанию называется учебной мотивацией.
Кроме того, очень важно, чтобы у будущего первоклассника была сформирована социальная позиция школьника. У Вашего ребенка будет больше возможностей для успешного обучения, если он:
- Умеет общаться со сверстниками, может наладить контакты с другими детьми,
- Способен выполнять требования взрослого (в том числе и учителя), т.е. не только слушает, но и слышит просьбу, указание, совет.
- Может контролировать свое поведение, старается объяснить причины своих поступков.
Помимо этого у будущего школьника должна быть развита волевая сфера. Если Ваш ребенок:
- Умеет планировать собственные действия,
- Способен напряженно трудиться,
- .Умеет управлять своим поведением, умственной деятельностью и др -то у него сформирована волевая готовность к школе.
- Ставить перед ребенком такую цель, которую он не только понял бы, но и принял, сделав ее своей (тогда появится и желание выполнить задание, достичь цели),
- Направлять, помогать в достижении цели, оказывать помощь толко тогда, когда ребенок после серьезных усилий не может справиться сами просит о помощи взрослых,
- Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, верить в свои силы, возможности,
- Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх, и т.д.
И, наконец, основа для успешного овладения школьной программой – хорошее умственное развитие. Без определенного запаса знаний ребенку не просто будет овладевать школьными премудростями, получать необходимые умения и навыки, поддерживать оптимальный темп интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает формирование у ребенка определенных умений:
- Умение выделить учебную задачу,
- Способности искать причины замеченного их сходства и различия предметов, явлений, и новых свойств.
К концу дошкольного периода у ребенка обычно формируется речевая сфера, к которой относятся:
- Звукопроизношение,
- Эмоциональная культура речи
- Выражает свои мысли ясно, четко, понятно,
- Передает связно то, что слышал, видел,
- Умеет выделить в рассказе главное,
- Передает рассказ по определенному плану.
- Желание узнавать новое,
- Способность преодолевать трудности,
- Способность доводить начатое дело до конца,
- Умение вступать в контакт с новыми людьми,
- Умение организовать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем,
- Развитие внимания, мышления, памяти,
- Развитие речи
- Общему физическому здоровья ребенка.
- Развитию моторики и координации движений всего тела и особенно рук (ребенок должен уметь начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно наклеивать, рисовать и т.д.)
Готовы ли к школе родители?
Попробуйте ответить на вопросы, приведенные ниже.
Готовы ли Вы:
- Помочь, не рассердившись,
- Не кричать, принимать спокойно все так, как есть,
- Не унижать,
- Не обижать,
- Не сравнивать с другими своего ребенка,
- Не наказывать без явной причины, а лишь потому, что Вы не в духе.
Что нужно знать родителю о ребенке, который идет в школу?
- Что он живет в дошкольном детстве, в мире игр и игрушек, мире свободного времени.
- Он совсем не готов к тому, что ему со всех сторон говорят «надо» и «ты должен»,
- Его работоспособность – 15-20 минут, а затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности,
- Ему непривычно будет «быть одним из многих»,
- Он будет более подвержен заболеваниям,
- Ему обязательно нужен свежий воздух, после занятий и движение.
- Вы нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять, и т.д.
- Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, совместный просмотр фильма, поход в музей, прогулка в парке, запуск воздушного змея и т.д.
- Ребенку нужны положительные эмоции.
- Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет …
- Постарайтесь заранее (летом) научить ребенка открывать и закрывать дверной замок, предупредив об осторожности.
- Заранее научите ребенка аккуратно вешать и складывать свою одежду. Переодеваться в домашнюю.
- Берегите психику ребенка.
- Сдерживайте свои эмоции, если ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, отняли, не дали, забыли, не заметили и т.д.
- Не забывайте о школьных праздниках. Ребенку будет очень обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придете на мероприятие.
- Ребенок ждет от Вас поддержки и похвалы, даже в мелочах. Поделки ставьте на самое видное место, тетради с хорошей отметкой покажите бабушке, дедушке и др.
- Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.
Главное – понимание, любовь, доверие, забота.