Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры

Мальцева Мария Алексеевна,
воспитатель ГБДОУ № 53
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитании детей на основе традиций и культуры русского народа.
Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать под сомнение само существование народа.
Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, - и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. В наше время давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Зачастую сами воспитатели недооценивают присказки, заклички, сказки, народные игры и т.д.
Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии
работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих
ценностей.
Через народные истоки ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. К тому же это дает возможность нашим детям почувствовать себя частью великого целого – своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем, вырастить настоящих патриотов своей Родины.
Организация работы по технологии основывается на следующих принципах:
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».
4. Принцип преемственности.
5.Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Используемые методы
1. Методы, повышающие познавательную активность:
- экскурсии по культурным и историческим местам г.Санкт-Петербурга;
- сравнения по аналогии и по противоположности;
- обсуждение, постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них;
- чтение художественной литературы;
- рассматриванием картин, иллюстраций к книгам, фотоальбомов;
- просмотр видеофильмов, слайд программ;
- разнообразная деятельность (трудовая, исследовательская, проектная, моделирование и др.).
2. Методы, стимулирующие эмоциональную активность детей:
- сюрпризные моменты и элементы новизны;
- придумывание сказок и рассказов;
- воображаемые ситуации;
- игры;
- коллекционирование;
- сочетание разнообразных методов, видов деятельности детей и взрослых на одном занятии;
3. Методы коррекции и уточнения детских представлений:
- организованное наблюдение окружающей действительности;
- интеграция освоенного краеведческого материала в совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность детей;
- беседа;
- создание проблемных ситуаций;
- внесение краеведческих материалов в развивающую среду ДОУ.
4. Методы развития творчества:
- игровые приемы;
- мотивирование детской деятельности;
- обогащение предметно-игровой среды дошкольного учреждения;
- разнообразная художественно-творческая деятельность.
Формы работы с детьми
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
Занятие строится по следующему алгоритму:
• Определение темы
• Вводная беседа
• Инструктаж по безопасному использованию инструментов
• Постановка цели
• Формулирование задач
• Определение этапов деятельности, промежуточных результатов
• Словесная инструкция, показ по необходимости
• Физкультминутка
• Подбор материала
• Выбор методов и приемов
• Самостоятельная работа
• Подведение итогов
Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребенка со сверстником
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в приобщении детей к истокам русской народной культуре. К этому блоку относятся народные игры, праздники и развлечения. Инсценировка сказок. Обыгрывание потешек. Разучивание закличек.
Свободная самостоятельная деятельность детей
Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в саду организована мини-изба, собраны предметы утвари, куклы в национальных костюмах. 
Предполагаемые результаты
У детей будет сформирован интерес к истории Руси, привита любовь к устному народному творчеству, а также в процессе обучения будет сформирована личностная культура, через приобщение их к богатому культурному наследию русского народа. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»