Психолого-педагогические аспекты организации
образовательного процесса в дошкольном учреждении
Олейник Людмила Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 24
Кировского района Санкт-Петербурга
Обычно мы не испытываем серьезных трудностей в понимании того, что есть воспитание. Воспитание чаще всего рассматривается как составляющая процесса образования. Воспитание, по определению, есть процесс организованного и целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка. Воспитание – одна из сторон научения, еще один аспект социализации ребенка, процесс обучения, защиты и заботы детей с целью их здорового развития во взрослой жизни.воспитатель ГБДОУ детский сад № 24
Кировского района Санкт-Петербурга
В Законе «Об образовании» - дошкольное образование выделено как уровень образования. Одна из важных задач дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС ДО: поддержка индивидуальности ребенка, развитие его потенциала. Направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок образовательной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Воспитание творческой личности предполагает признание важности процессов саморазвития ребенка, его статуса как субъекта собственного развития. При этом ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями, педагог развивает свои профессиональные и личные качества, руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов, коллектив организует разнообразную учебно-воспитательную деятельность и создает условия для сохранения здоровья ребенка.
Для того необходимо сбалансировать инициативы взрослых и детей, учитывать мотивы и потребности участников образовательного процесса.
Задачи педагога по реализации современных направлений дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС:
- создать психолого-педагогические и социальные условия, способствующие развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка;
- разработать и взять за основу при осуществлении образовательной деятельности систему комплексно-тематического, перспективного и календарного планирования образовательной и коррекционной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО;
- строить взаимодействие с детьми в процессе непосредственно-образовательной деятельности на основе инновационных технологий, интегративных методов обучения и аутогенного подхода к оценке развития детей;
- разработка модели детского межвозрастного сообщества как формы социально- коммуникативного развития детей и условий ее реализации;
- совершенствовать систему физкультурно-оздоровительной и лечебно- профилактической работы в группе, включая культуру здорового образа жизни и работу с семьями воспитанников;
- развивать систему оценки освоения детьми образовательной программы путем использования целевых ориентиров;
- повышение профессиональной компетентности педагога в условиях современных требований;
- продолжить работу по сопровождению и консультированию семей воспитанников по вопросам образования и развития детей дошкольного возраста общеобразовательных и ОВЗ групп по повышению уровня компетенции родителей в вопросах детской педагогики, психологии.
- содействовать активному включению родителей в образовательный процесс.
1. Разработка индивидуального образовательного маршрута для каждого воспитанника и на основе этого выбор оптимальной стратегии развития его способностей и обучения. Разработка методических рекомендаций родителей.
2. Разработка технологий организации работы с детьми, позволяющих реализовать право детей на выбор тех или иных видов деятельности и способов её организации, в процессе работы: комнате правил дорожного движения (ПДД) и др.
3. Внедрение в практику функционирования Семейной гостиной, предоставляющей возможность включения родителей во все формы детской активности, участие в проведении занятий с детьми и организации досуговой деятельности.
4. Разработка комплекса диагностических методик, позволяющих оценивать эффективность представления детям свободы выбора в ходе осуществления образовательного процесса.
5. Активное использование игротехнических технологий создания творческих «команд» при организации методической работы с сотрудниками детского сада и родителями детского сада.
Структура педагогической деятельности включает в себя следующие компоненты:
1) гностический;
2) проектировочный;
3) конструктивный;
4) коммуникативный ;
5) организаторский.
Психологически обоснованные приёмы повышения мотивации воспитанников:
- приёмы повышения интереса к изучаемой тематике;
- приёмы повышения степени включенности в процесс обучения;
- создание доброжелательной обстановки во время занятий;
- приёмы повышения успешности усвоения учебного материала.
Особое внимание необходимо уделить созданию образовательной среды ребенка дошкольного возраста;
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
В заключении хочется отметить, что работа, осуществляемая педагогом, предполагает возможность создания социальной ситуации для участия родителей в образовательной деятельности группы, как равноправных участников образовательного процесса. Этот принцип открытости реализуется в социальном партнерстве, через вовлечение родителей в образовательный процесс и понимается как «открытость детского сада внутрь».