Развитие диалогической речи детей младшего возраста
Дружченко Зоя Альбертовна
Речь является важнейшим средством человеческого общения и представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Связная речь отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основ формах - диалогическая и монологическая. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Формирование коммуникативной способности включает по крайней мере два звена - овладение языком и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Связность диалога обеспечивается за счёт использования интонации и языковых средств связи - повторения слов и отдельных реплик, использование местоимений, однокоренных слов, неполных предложений.
По мнению А.Г. Арушановой: «Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, переживаниями, поиск взаимопонимания. А главное - это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности».
Диалогическая речь непроизвольна, реактивна, она мало организована, более элементарна, чем другие виды речи - монологическая и письменная. Для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикреплённых к определённым бытовым положениям и темам разговора. Диалогическая форма речи является первичной, естественно формой языкового общения, при этом особую роль играют мимика, жесты, интонации, которые могут изменять значение слова.
Все высказывания в диалоге связаны между собой, Л.В. Щерба характеризовал диалог как «цепь реплик». Отдельные реплики в диалоге могут быть понятны только в единстве с другими репликами и с учетом ситуации, в которой протекает общение. Это происходит из-за того, что в каждой последующей реплике сокращается все, что известно из предыдущих. Содержание диалога раскрывается не только в репликах, но и в паузах, жестах, мимике, интонации. Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул), и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств: «вопрос - ответ», «сообщение - реакция на сообщение», «побуждение - реакция на побуждение».
Диалогическая речь стимулируется внешними мотивами - ситуациями, в которой происходит диалог и репликами собеседника.
Таким образом, анализ диалога позволяет нам выделить три взаимосвязанные и взаимодополняющие группы задач по формированию речевых и социально-этических умений, позволяющих овладеть диалогической речью:
- формирование умения пользоваться различными единицами диалога в соответствии с их функциональным назначением;
- способствование усвоению основных правил ведения диалога, его культуры;
- освоение правил речевого этикета.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: диалог является формой непосредственного общения людей. Диалогическая речь - одна из форм связной речи, в которой происходит чередование высказываний, реплик двух или нескольких говорящих. Задача формирования диалогического общения в детских учреждениях выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения диалогической речи детей дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте у детей наблюдается значительный скачок в развитии потребности в общении, расширяется словарный запас. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка. В этот период начинает развиваться диалог как основная форма разговорной речи. Младший возраст особо чувствителен, восприимчив к усвоению диалогической речи, в этот период дети осваивают структуру простого предложения, учатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами, учатся строить несложные диалоги.
Формирование речи детей младшего возраста происходит, прежде всего, в диалоге. Стечение обстоятельств жизни должно «спровоцировать» ребёнка на высказывание, на ответ. Поощряя речевую реакцию в любом случае, как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением, не следует настаивать на чёткости произношения и слаженности фразы - это даёт ребёнку возможность общаться доступными ему речевыми средствами, и они фактически становятся стержнем высказывания. Критерием правильного ответа является понимание ситуации. Замена слова адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время и о несформированности механизма порождения речи.
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Чтобы ребенок научился выстраивать диалог, он должен овладеть его функциональными единицами, а также правилами ведения диалога - как речевыми, так и социальными. Погружаясь в речевую деятельность, ребенок учится воспринимать разные функциональные единицы диалога, реагировать на выполнение или невыполнение партнером по общению правил поведения в диалоге, он учится пользоваться разными диалогическими репликами для вступления или поддержания разговора и следовать правилам диалога. Задача взрослого помочь ребенку усвоить это как можно легче и интереснее.
Образцы ведения диалога ребёнок получает в общении со взрослым. Но парадокс состоит в том, что именно в общении со взрослым речь ребёнка трех-четырех лет именно ситуативна, свёрнута.
Важнейшим критерием собственно социализированной речи - диалога Ж. Пиаже считал наличие в речевом взаимодействии не менее чем трёх взаимосвязанных высказываний общающихся: инициативного высказывания, ответа на него и встречной ответной реакции на ответ. При таком взаимодействии каждый получает возможность откликнуться на высказывание партнёра, проявить «диалогическое предвосхищающее ответ и активно ответное отношение». Это характеристика высокого уровня диалога, которого при стихийном обучении дошкольники достигают лишь на поздних ступенях развития.
Таким образом, можно говорить о том, что диалогическая форма общения не дана ребёнку изначально. Её становление проходит стадию преддиалога («дуэта», «коллективного монолога») стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержание социального контакта (фактическая беседа), практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению «теоретическим», содержательным диалогом, лично окрашенным общением. Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это, прежде всего, формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнёру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему.
Исходя из такого представления о диалоге принципиально важно подчеркнуть необходимость целостного подхода к формированию диалогической речи и недопустимость сведения задач обучения диалогу только к освоению вопросно-ответной формы.
Важно своевременно включать детей младшего дошкольного возраста в сферу общения, организовывать активную речевую практику. Речевая практика способствует развитию того, что обычно называется «чувством языка» или языковым чутьём, который представляет собой умение пользоваться языковыми средствами, соответствующими данной речевой ситуации, без привлечения знаний о языке. Ещё одним «рабочим механизмом», позволяющим ребёнку удерживать идеальные конструкции родного языка и оперировать ими в речи, является память; память - основное средство развития чувства языка. Эти умения необходимо развивать, соблюдая принцип речевого действия. Фразы, которые говорит ребёнок, будут результатом речевого действия лишь при соблюдении ряда условий:
- при наличии у ребёнка внутреннего мотива (почему это надо сказать);
- при наличии цели (для чего это надо сказать);
- при наличии мысли (какое содержание нужно передать словами).
А.Г. Арушанова выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются:
- развивающая предметно-пространственная среда, пространство общения;
- правила организации жизни детей;
- обучение родному языку в повседневной жизни;
- игровые методы привлечения и удержания внимания;
- эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.
Л.П. Федоренко, Э.П. Короткова, В.И. Яшина выработали следующие методические принципы развития диалогического общения детей:
- взаимосвязь сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- коммуникативно-деятельностный подход к развитию речи;
- обогащение мотивации речевой деятельности и другое.
Младший дошкольный возраст - уникальный период развития, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. В деятельности речь детей младшего дошкольного возраста приобретает разные формы. В некоторых формах ориентировочной деятельности словесные выражения выступают только в виде поискового жеста. Аккомпанементом совершаемого ребёнком действия может быть речь-игра. В этом случае ребёнок говорит эмоционально насыщенными предложениями. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Итак, опираясь на ведущую роль игры в жизни 3-4-летнего ребёнка, можно сказать, что обучение диалоговому общению следует осуществлять в форме различных игр и игровых ситуаций, поскольку наиболее благотворное влияние на развитие диалогической речи детей младшего дошкольного возраста оказывает сформированная развивающая предметно-пространственная среда вкупе с речевой, использование педагогом игровых методов и эмоциональная творческая атмосфера.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2009
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М.: Мозаика-Синтез, 2015
3. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / под общ. Ред. Н.В. Микляевой. М.: Издательство Юрайт, 2016
4. Короткова Э.Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева. М.: Академия, 2007
5. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М.: Академия, 2009
6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Владос, 2004