Консультация для родителей
Развитие чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста
Кирилова Валентина Геннадьевна
Издавна цвет считался одним из важных свойств предметов и явлений окружающей жизни. Уже в древнем мире люди пытались определить воздействие цвета на человека. Иными словами, цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие.Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствует развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета. Интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться с учётом возрастных возможностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребёнка как один из признаков предмета.
Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще всего называют красный. Первые три цвета располагаются в следующем порядке: красный, синий, жёлтый, а остальные блеклые цвета отвергаются. Дети сами не видят оттенков, надо направлять внимание ребёнка на различные оттенки цвета.
Задачи художественно-творческого развития детей:
Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов для уточнения представлений о внешнем виде игрушек, предметов посуды, одежды, скульптуры малых форм (мелкой пластики).
Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.
Проводить эстетизированные развлечения (с красивой юлой, мячом, цветными лентами, воздушными шарами разной формы и расцветки).
Учить детей находить связь между хорошо знакомыми предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации, на картинках в детских книжках.
Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Елисеева А., Рачева Е., Репкина П.
Организовывать наблюдения в природе и ближайшем окружении для обогащения представлений детей о внешнем виде хорошо знакомых объектов, а также для уточнения зрительных впечатлений («Листочки летят и падают на землю», «Облака плывут по небу», «Дождик капает - кап-кап-кап, «Воробышек прыгает по лужам - прыг-прыг-прыг»).
Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, формат фона и пр.);
Показывать детям в игровой форме процесс создания образов - организовывать наблюдение за художественной деятельностью воспитателя.
Побуждать детей создавать по подражанию взрослому и по своему желанию эмоциональные, яркие, выразительные образы хорошо знакомых предметов.
Вызывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций («Дождик капает из тучки «Праздничная ёлочка», «Снеговики играют в снежки», «Солнышко ярко светит», «Одуванчики цветут на лугу, «Жуки спрятались под листочками» и т.д.).
Создавать условия для систематического, постепенно усложняющегося освоения детьми элементарных приёмов изображения (лепки и рисования) хорошо знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика).
Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их сочетания между собой.
Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей (рисование и раскрашивание в книжках - раскрасках, в альбомах для художественного творчества, творческие занятия с наклейками, рассматривание картинок в книжках - потешках, книжках-игрушках).
Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры.
Дидактические игры помогают формированию чувства цвета у детей. У ребёнка в игре с цветной игрушкой, с картинками в дидактических играх происходит накопление, уточнение чувственного опыта. Научившись различать и называть цвет в играх, дети начинают замечать красоту и в сочетании, расположении.
В сенсорном воспитании детей дидактические игры и игрушки, по существу, являются ведущими средствами. Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, в частности на развитие чувства цвета обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов (в данном случае с цветом). В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовят детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь детей.
В дидактических играх и упражнениях надо предоставить детям возможность:
1) повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении
2) оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и других), ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию
3) делать первичные обобщения, группировать предметы по группам по общим свойствам
4) соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими формами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и так далее).
Использование дидактических игр в первую очередь важно потому, что организация сенсорного опыта детей на занятиях является хотя и существенной, но лишь и одной из многих задач. В дидактических играх это может быть основной и единственной целью.
Виды дидактических игр по цветоведению.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
игры с предметами (игрушками, природным материалом),
настольно-печатные
словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и другим), что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, оттенку, или две куклы одетых в одинаковые по цвету, окрасу платья.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам, находят алогизмы в суждениях и т.д.
А так же рисование, лепка, аппликация.
В лепке - показать детям разнообразие пластических материалов (глина, пластилин, солёное и сдобное тесто, влажный песок, снег, манная каша), познакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие от рассыпчатого песка или манки), возможностями своего воздействия на материал и на этой основе учить детей:
- опытным путём и в сотворчестве с педагогом осваивать пластические материалы (месить, прихлопывать, ставить отпечатки, отрывать и отщипывать кусочки, снова соединять вместе, сминать, сжимать, сплющивать, делать углубления пальчиком, протыкать дырочки острым концом карандаша и т.д.);
- видеть основные формы предметов, выделять их яркие и наиболее характерные признаки, сравнивать похожие по форме предметы (апельсин и яблоко, мяч и арбуз, карандаш и кисточка, бублик и колечко от пирамидки);
синхронизировать работу обеих рук; координировать работу глаз и обеих рук;
- создавать простейшие формы: раскатывать цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; раскатывать шар (колобок) круговыми движениями ладоней - и слегка видоизменять их - преобразовывать в иные формы (шар сплющивать в диск, цилиндр - в пластину), создавая при этом выразительные образы (мячики, яблоки, печенье, пряники, конфеты, червячки, жучки, карандашик);
- пользоваться стекой для украшения вылепленных форм - процарапывание узоров на дисках и пластинах (красивое печенье для игрушек).
В рисовании - развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок - это плоскостное изображение объёмных предметов, и на этой основе учить детей:
- видеть след, оставленный на бумаге карандашом или фломастером, и понимать, что это образ реального предмета;
- правильно держать карандаш, фломастер, ручку и оставлять «следы» на бумаге;
- знать назначение красок и кисти, понимать, что это взаимосвязанные предметы, знать особенности («правила») пользования кистью: правильно держать кисть, смачивать, набирать краску, вести кисть по ворсу, промывать, просушивать, ставить кисть в стаканчик или на подставку, не оставлять в банке с водой; не пачкать краски;
- видеть границы листа бумаги, страницы в книжке-раскраске и контуры силуэтного рисунка; рисовать и раскрашивать в пределах этих границ;
- отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами;
- рисовать карандашами и фломастерами - проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
- сопровождать движения карандаша (кисти) словами (например:Дождик, чаще - кап-кап-кап!, Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!).
В аппликации - знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействии на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на этой основе учить детей:
- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы (цыплята на лугу, пушистые тучки, жучки-паучки на листочках и т.д.);
- приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы;
- знакомить с ножницами как художественным инструментом.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
-отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время),
-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
-определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
-подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
-подготовка к игре детей обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает в себя:
-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилам игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детей уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
-подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Приемы и методы руководства дидактическими играми.
Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.
«Радуга». Ее цель: научить составить радугу из семи цветов в определенном порядке. Во время игры дети знакомятся со стихотворением «Краски радуги». В нем весело и забавно описаны цвета радуги, что вызывает у малышей эмоциональный отклик. Дети самостоятельно составляют радугу из половинок и целых дуг. Эти игры могут быть изготовлены в ходе совместной деятельности, поэтому ребята проявляют к таким играм живой интерес.
Также можно использовать и готовые настольно-печатные игры «Цвета», «Цвет и форма», «Аппликация», «Весёлые краски».
-«Веселые карандаши»- для детей 3-6 лет. Парные картинки-пазлы. На одной части изображен предмет, состоящий из 2-3 цветов. Нужно найти пазл, где изображены карандаши таких же цветов. Если пазл с карандашами найден не правильно, то они не соединятся в ключе(мяч красно-синий—карандаши красного и синего цвета) Цель: эта игра научит ребенка находить предметы имеющие определенный набор признаков, анализировать цветовые комбинации и видеть сходство между предметами, закрепит знания ребенка основных цветов, понятий длиннее-короче, способствует развитию речи, внимания, памяти и мышления.
-Очень нравится детям игра «Праздничный салют», во время которой дети путем экспериментирования узнают о получении составных цветов из трех остальных при помощи прозрачных пластин - из шаров основных цветов дети делали составные. Салют начинался из основных цветов, цвета соединялись и получались составные. Дети с воодушевлением принялись за работу, всем хотелось сделать свой праздничный салют. В этой игре дети узнают, как получаются составные цвета.
-«Разноцветные считалочки». Цель: способствовать развитию у ребенка мелкой моторики руки, художественного вкуса, воображения, памяти, мышления, закрепление цифр. На листе изображен предмет или персонаж, сюжет. Части его пронумерованы (1-красным, 2-синим, 3-желтым, 4-розовым и т.д.) Нужно закрасить картинку в соответствии с номером и цветом.
-«Умная мозаика». Цель та же, что и в предыдущей игре. На листе бумаги изображен сложный предмет, персонаж или сюжет из пронумерованных квадратиков (до 10). Разноцветные квадратики на клейкой основе приклеиваются в соответствии с цветом и цифрой. Может быть до 700 деталей. Получается красивая мозаика.
-«Народные промыслы». Развивающее лото от 4 лет. Расширяет знания детей о народном творчестве. Большая карточка разделена на квадраты поменьше, в середине большой квадрат с изображением, например, дымковской игрушки. Задача детей узнать среди множества маленьких картинок, с изображением разных стилей росписи игрушек, именно дымковскую.
-«Найди лишнего». На карточке изображены предметы одного цвета(3-4 шт.), а один-два другого цвета. Ребенок должен найти лишнее (все красного цвета, а один розового-он и лишний). Развивается логическое мышление, закрепление основных цветов и оттенков.
- Очень любят дети такие игры как:
-«Кто больше назовет предметов красного, синего и т.д. цвета», «Что бывает желтым?» За правильный ответ-фишка. У кого больше фишек, тоти выиграл. Здесь развиваются и цветовосприятие и соревновательный дух.
-Подвижная игра «Краски» Выбираются продавец красок, покупатель красок, краски. «Краска» после сигнала убегает от покупателя. Если покупатель догнал «краску», то она становится покупателем. Развивается двигательная активность, цветовосприятие.
Наряду с развивающими играми проводим беседы и чтение художественных произведений. Например, чтение книги Леонида Яхнина «Радуга», в которой в форме стихов, загадок, сказок даются знания об основных, составных, белом и черном цветах и их оттенках.
Работа по цветовому восприятию можно продолжалть в сюжетно-ролевой игре «Магазин». Например, ребенок покупает для куклы в зеленом платье предметы зеленого цвета: сумочку, ленточку, шарик. Аналогичные задания дети выполняли для кукол в платьях другого цвета.
Детей старшего дошкольного возраста для цветового восприятия можно привлекать к исследовательской деятельности. Например, для определения теплых и холодных цветов провести следующий опыт: накрыть лампу красной салфеткой, а стакан с подкрашенным в холодные цвета льдом - синей салфеткой. Дети дотрагиваются до предметов, определяя тепло и холод, а потом распределяют кусочки цветной бумаги по тонам: теплые и холодные; делают самостоятельные выводы.