Душева Анна Даниловна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
…Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. В начале созданные детьми <картины> так называемые <каракули> понятны только самим художникам. На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки, карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционным техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче полнее и ярче.
Занятия по изобразительной деятельности кроме выполнения учебных задач, является средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников.
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь представление о нём, то есть видеть характерные черты предмета, их соотношения друг с другом форму, цвет. В процессе рисования уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.
В процессе рисования формируются важные качества личности, такие как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Воспитываются чувства товарищества, взаимопомощи, так как работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, за помощью. В конце занятий проводиться коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей.
Важно воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Техника рисования:
Рисование ладошкой
Рисование пальчиком
Рисование примакиванием
Рисование методом тычка
Рисование на мокрой бумаге
Печать листьев
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так например начинать в этом направлении следует с таких техник как рисование пальчиками, ладошкой, отрывание бумаги и т. д.
Но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополняет художественный образ, создаваемый с помощью более сложных : кляксография, многотония и т.д.
Также рекомендуется использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение и художественное слово, что способствует созданию ребёнком выразительного художественного образа.
Выразительность наделяет художественное слово способностью вызывать эмоции, чувства у слушателя, поддерживать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 62
Кировского района Санкт-Петербурга
Конспект открытого мероприятия
по изобразительной деятельности
в средней группе
Тема: Подарок маме.
Программное содержание:
Учить детей рисовать разнообразные цветы методом тычка.
Воспитывать у детей желание делать подарки родным и близким.
Материал к занятию:
• ваза с цветами
• мольберт
• образец для рисования
• тонированная бумага
• гуашь ярких цветов – желтая, зеленая, красная, синяя
• кисточки
• вода
• иллюстрации с цветами
• цветные квадраты
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, которое называется «Цветы для
мамы».
Я пришел сегодня к маме
С поздравлением с цветами
Мама, глядя на букет,
Улыбнулась мне в ответ
И сказала, что цветы –
Небывалой красоты.
Это маки, это розы
И ромашки и мимозы
Я не рвал, не покупал
Я их сам нарисовал.
Давайте мы сейчас с вами пройдем на цветочную полянку,
полюбуемся на них и вспомним, какие цветы растут на полянке.
Рассматривание цветов.
Дети: Роза, ромашка, колокольчики.
Воспитатель: У цветов есть стебель, листочки, бутон, цветок.
Давайте вместе с вами вырастим цветок.
Игровое упражнение «Цветы расцветают» - выстраивание цветка – стебель, листочки, бутон, цветок.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Давайте поиграем с вами еще в
одну игру, которая называется «Подбери цвет». Выберете себе
цветок, который вам нравится. Мне нравится роза, она красного
цвета, розе соответствует красная карточка, подберите и вы к своему
цветку цветную карточку, которая соответствует цвету вашего
цветка.
Игра «Подбери цвет»
Воспитатель: Молодцы, все правильно подобрали цвета. Ребята, а цветы можно
рисовать? Конечно, можно, давайте пройдем с вами за столы и
нарисуем букет цветов в вазе для мам.
Дети рассаживаются за столы.
Воспитатель: У вас на столе лежат красивые листы с нарисованной вазой, мы с
вами нарисуем цветы. Внимательно посмотрите, как я буду
рисовать стебель к цветку.
Воспитатель показывает, как нужно рисовать на мольберте. Дети рисуют за ней каждый на своем тонированном листе.
Воспитатель: А теперь мы с вами нарисуем цветы, рисовать мы будем тычком.
Посмотрите, как я буду это делать.
Дети рисуют цветы тычком.
Воспитатель: Молодцы! а теперь, давайте немного отдохнем.
Физкультурная минутка:
В прятки пальчики играют Сжать, разжать пальцы рук
И головки убирают,
Словно синие цветки Сводить, разводить пальчики
Распустились лепестки
Наверху качаются Наклоны кисти вправо, влево
Низко наклоняются
Колокольчик голубой Повороты вправо – влево
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы
Очень вежливы, а ты?
Воспитатель: Садитесь на свои места, сейчас мы с вами раскрасим наши вазы,
чтобы они тоже были яркими и красивыми.
Воспитатель: Молодцы! Красивые у вас получились вазы и цветы. Теперь давайте
мы с вами поиграем.
Игра «Цветные ветерки» - каждому ребенку раздается эмблема с цветами – девочки – ромашки, мальчики – тюльпанчики.
Воспитатель: Я буду цветным ветерком , который будет вас догонять, а вам нужно
будет убежать от ветерка на свою полянку, девочкам на ромашковую,
а мальчикам на полянку с тюльпанами.
Лугом наперегонки
Мчат цветные ветерки:
Розовый – по кашкам,
Белый – по ромашкам,
Желтый, красный, голубой
Не поймать их нам с тобой.
Игра повторяется 2-3 раза.