Любимова Наталья Петровна
Истоки способностей и дарований находятся на кончиках пальцев
Сухомлинский.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи... Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Давно известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). Именно поэтому во время тренировки пальцев непроизвольно развиваются органы артикуляции (речь ребенка становится отчетливой, исчезает смазанность, нечеткость произношения). Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.
На сегодняшний день в коррекционной педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы:
¢ Логопедический массаж
¢ Массаж языка
¢ Су-Джок – японская технология пальцевого массажа
¢ Самомассаж, растирания подушечек пальцев, ладонных поверхностей каменными стеклянными шариками, массаж грецкими орехами, шишками, корой и др. природным материалом
¢ Фитотерапия – воздействие с помощью лекарственных растений
¢ Ароматерапия – воздействие с помощью ароматов
¢ Музыкотерапия – воздействие музыки на человека
¢ Литотерапия – терапевтическое воздействие камней
¢ Имаготерапия – театрализация
¢ Куклотерапия
¢ Сказкотерапия
¢ Пескотерапия (sand-play) – игры с песком как способ развития ребенка
¢ Крупотерапия – игры с крупой
¢ Хромотерапия – воздействие с помощью цвета.
Игры с песком и другим природным материалом естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.
Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Использование нетрадиционных форм работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам описывали такие как М.А. Поваляева, М.И. Чистякова, О.П. Гаврилушкина, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.Б. Боряева.
Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они:
¢ Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук
¢ Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности
¢ Способствуют расширению словарного запаса
¢ Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза
¢ Позволяют развивать фонематический слух и восприятие
¢ Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений
¢ Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма
¢ Снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде
¢ Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации)
Играть с песком и другими природными материалами можно не только на улице, но и дома, в детском саду, в логопедическом кабинете.
Примеры некоторых упражнений.
¢ «Чувствительные ладошки» (Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевна)
Положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он. Открыть глазки, рассказать, что чувствовали (ответы детей). Сделать то же самое, повернув ладошки другой стороной. Рассказать о своих ощущениях.
¢ Пройтись пальчиками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
¢ Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.
¢ Создать узоры и рисунки : солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
¢ «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
¢ Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.
¢ Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
¢ Посчитать камешки, желуди, шишки каштаны и решить на песке математическую задачку.
¢ Выложить деревянными палочками, каштанами, желудями, камешками геометрическую фигуру, букву
¢ Просеять через систему воронок.
¢ Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера, отрабатывая слоговую структуру слова.
Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, желудей, каштанов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный.
¢ Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
¢ Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д..
¢ Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.
¢ Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.
¢ «Человечек». Указательный и средний пальцы руки «бегают» по песку. Это упражнение помогает разобраться детям со сложными понятиями сверху, снизу, вперед, назад, левый, правый, выучить названия пальцев.
¢ «Золушка». В песке смешивают желуди и каштаны. Ребенок сортирует в другие две миски.
¢ «Вылови предмет». Ребенку предлагают «выловить» из песка задуманный предмет (синий квадрат, красный круг и т.д.)
¢ «Где спрятались зайцы?» ребенку предлагают построить из теплого влажного песка заборчик вокруг домика. По заданию логопеда помещает зайчика за заборчиком, у домика, перед заборчиком, на домике и т.д.
¢ «Дорожки». Педагог предлагает ребенку через воронки разного размера просыпать песок и определить узкую, широкую дорожку, по которым пройдут мишка, зайка.
¢ «Песочный домик». Педагог предлагает ребенку построить домик с тремя комнатами. Поселить человечка в комнате соответствующей месту нахождения заданного звука в слове (начало, середина, конец)
«Послушай и повтори». Игра, направлена на развитие слухового внимания и памяти. Педагог говорит слова, а ребенок отстукивает количество слогов с помощью грецких орехов или каштанов.
Крупотерапия
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию
мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами. Широко известны такие приемы:
¢ Рисование на цветном подносе.
Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Можно рисовать буквы и цифры.
¢ Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
¢ Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв.
¢ Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней с
помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны;
придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком);
Массаж с дарами природы. Приспособления для самомассажа.
С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук, ладони, пальцы. Желательно иметь орехи различной величины, круглой, продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами:
¢ прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;
¢ кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;
¢ раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.
С помощью еловых и сосновых шишек можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая движения стихотворным текстом.
Упражнение «Сосновая шишка».
¢ Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против часовой стрелки.
¢ Шишки крутить между ладонями как колесо в разных направлениях.
¢ Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, правой .
Упражнение «Еловая шишка».
¢ Сначала движения выполняются с одной шишкой, затем двумя шишками и вращать их между ладонями.
¢ Катать шишку на тыльной стороне правой, левой рук.
¢ Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук.
Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком и другим природным материалом?
Для специалиста действуют три правила:
¢ Присоединение к ребенку.
Картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм картины, ощутив ее неповторимый образный строй — все это входит в понятие присоединения.
¢ Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице или на подносе с крупой.
Рассматривая картину ребенка, специалист сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
¢ Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.
Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, или «пальчикового бассейна», перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии
и игр с другим природным материалом дает положительные результаты:
у детей повышается эмоциональный фон;
значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
дети чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке.