Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение как метод активизации познавательной деятельности малыша

Рачеева Елена Борисовна
Нынешняя психология определяет учение как познавательноную деятельность, направленую на освоение системы знаний, умений и навыков для последующего применения их на практике. Это определение правомерно и для раннего возраста.
Изучение особенностей познавательной деятельности и мотивации действий с предметами детей раннего возраста позволило установить, что побуждает их принимать от взрослого обучающую программу, не имея четкого осознаваемого мотива учебной деятельности, а также разработать принципы развивающего обучения малышей, смоделировать дидактическую систему занятий, их оптимальные варианты, сделать процесс обучения управляемый.
В ранний период жизни учение не является ведущим видом деятельности.Однако нельзя отрицать его огромногно значения для умственного развития малышей. Процесс обучения начинается задолго до того, как этт вид деятельности становится основным в психическом развитии маленького ребенка, без которого вообще невозможно развитие интелекта, овладение социальной практикой, общение со взрослыми и сверстниками, широкое познание окружающего мира.
Обучение маленьких детей отличается неповторимым своеобразием. Суть его заключается в том, что, во-первых, у малышей отсутствует не только мотив учебной деятельности, направленной на приобретении определенных знаний, но и осознанные, произвольные действия, необходимые для учения,-усвоения первых знаний и умений происходит на основе непроизвольного запоминания; во-вторых, несмотря ни на что, ребенок раннего возраста обладает высоким уровнем обучаемости.
Занятия с детьми данного возраста носят игровой характер, однако они имеют определенные цели, задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры.
Специфичность обучения в ранний период жизни проявляется и в том, что оно протекает при непосредственном участии взрослых не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни ребенка. Те или иные умения формируются на основе копирования действий взрослого. Однако ранние формы подражания утрачивают свое значение уже в конце первого-начале второго года жизни. Одновременно с этим появляются так называемые интелектуальное подражание: ребенок может действовать с аналогичными предметами в аналогичной ситуации. Этот, более совершенный, вид подражения начинает интенсивно формироваться в дошкольный период детства, но истоками своими уходит к первым годам жизни малыша.
В процессе обучения подражание ребенка как взрослому, так и сверстникам является одним из эффективных способов овладения действиями с предметами. Особое значение приобретает мотивация действий, связанных с выполнением заданий "на глазах у сверстников". В раннем возрасте она претерпевает определенные изменения: на втором году жизни существенное значение для ребенка все-таки имеет мнение воспитателя, но это уже период начинает формироваться и отношение к мнению сверстников; соотношение "в пользу сверстников" особенно усиливается на третьем году жизни.
У детей, посещающих дошкольные учреждения, постепенно формируется особое отношение к воспитателю, работающему с ними. Его просьбы, поручения, инструкции выполнения бесприкословно. Это объясняется тем, что люди, принимающие повседневное участие в жизни малыша, в развитии всех видов его деятельности, удовлетворении познавательных потрнебностей, начинают играть ведущую роль. У него появляется установочная реакция на их действия, желание подражать им. Словесное руководство действиями детей до 1,5 лет еще не достигает должного результата. Этот пример эффективен начиная со второй половины второго года жизни, и применение его расширяется на третьем году. Следовательно, в ранние годы наиболее простая инструкция для ребенка-выполнение действий по подражанию.
Реализуя программные задачи, воспитатель исходитт из того, что для ребенка имеет значение не только видимый результат его действий с предметами, но и сам процесс их выполнения, во время которого он осуществляет поэтапную ориентировочную деятельность, поимск информации о предмете, его свойствах.
Однако все элементы активной ориентировочной деятельности у ребенка формируются при условии общения с воспитателем.Именно он развивает познавательную активность малыша, побуждая его к действиям, посильной самостоятельности в достижении результата.
Помня, что дети в процессе выполнения задания переживают, огорчаются из за неудач, педагог подбирает материал, доступный по содержанию и практическому выполнению, учитывает возрастные физиологические и психические особенности (эмоциональность. утомляемость и т.п.), в процессе общения на занятиях использует игровые методы и примеры, ориентируя каждого ребенка на положительный результат. Иными словами, воспитатель избирает эмоционально-положительную форму обучения даже тогда, когда у малыша что-то не получается.
В педагогике раннего возраста основные методы обучения-игровые. В работе с детьми первого и второго года жизни рекомендуются наглядные методы с поэтапным хароктером обучения и выполнения заданий. Учитывая, что ребенок словесно не комментирует свои действия и не всегда понимает общую смысловую инструкцию. воспитатель на каждом этапе дает пояснение действиям.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»