Современные приёмы духовно-нравственного
воспитания детей дошкольного возраста
Дворянчикова Татьяна Алексеевна
Ребёнок отражает и подражает поведению взрослых. Дети гораздо охотнее принимают наши указания, советы, подсказки и следуют им, когда совершенно уверены, что мы любим их. В то же время они без труда замечают, когда в нашем стремлении изменить их поведение таится злоба, и тотчас делают вывод, что наши указания — это прежде всего признак недовольства ими, недостаток или отсутствие нашей любви. Единственный способ преодолеть подобную трудность — постараться поменьше читать им мораль и больше наблюдать за ними. Пройдет, возможно, не один месяц, прежде чем ребенок заметно изменится, но, если мы сумеем сохранять спокойствие и терпение, все это даст хорошие результаты. Если мы всеми силами постараемся вести себя так, чтобы он поверил в наше доброе отношение к нему.Воспитание детей должно стать целостной системой, способной сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям. сформировать своего рода духовно-нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.
А создать что-то можно не на расчете и уж тем более не на ненависти, а на любви. Любовь – это основа воспитания всей нашей жизни. Человек, любящий страну, всегда найдет, как сделать для нее что-то полезное. Этому и учит духовно- нравственное воспитание.
Мышление дошколят отличается предельной конкретностью, поэтому они нуждаются в помощи для осознания общих моральных принципов, таких как справедливость, ответственность, результат, доброта, заботливость, воспитанность и т.д., являющихся основой нравственного воспитания детей. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. Необходимо создать такие условия, чтобы у ребенка, основываясь на примерах из опыта, складывалось осознание и понимание того, что хорошо, а что плохо, чтобы он мог самостоятельно сформировать и иметь представления о нравственных качествах, таких как: жадность, дружба и многих других. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Если примеры из опыта ребенка, его близкого окружения носят отрицательный характер, то и ждать от него развитых высоких нравственных качеств не приходится. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача педагогов помочь в этом воспитанникам. Обсуждать с ним нравственные вопросы, добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы дети понимали, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Существуют следующие приёмы духовно-нравственного воспитания:
Духовно-образовательный: занятия, чтение детям, беседы, устные поучения, обсуждение поступков героев и детей. На занятиях дети совместно с педагогом изучают сказки, стихотворения и рассказы, обязательно обсуждаются поступки героев, черты характера. Произведения для совместного чтения с дошкольниками всегда содержат элемент нравственного воспитания. Например, сказка «Репка» учит ценности совместного дела, «Три медведя» — важности семьи, «Цветик-семицветик» — жертвенности, «Чук и Гек» — любви к труду и родине.
Воспитательно-оздоровительный: праздники, подвижные игры, прогулки, экскурсии, походы. «В здоровом теле — здоровый дух» — это надо запомнить и осознать с раннего детства.
Духовно-нравственное воспитание состоит в том числе и в привитии детям здорового образа жизни. Важность двигательной активности передаётся через динамичные игры и праздничные действа в детском саду. Прелесть пеших прогулок познаётся во время экскурсий и походов.
Культурно-познавательный: концерты, просмотры фильмов и мультфильмов, прослушивание аудиозаписей, участие в православных праздниках. Образы мировой культуры хранят в себе вневременные человеческие ценности. Художественные произведения (картины, скульптура) часто олицетворяют идеалы нравственности. А музыкальные композиции развивают способность детей сопереживать, глубже воспринимать эмоции. Духовно-нравственное воспитание осуществляется во время просмотра фильмов и мультфильмов, посещения концертного зала, театра или музея, участия в церковных праздниках – совместно с родителями.
Нравственно-трудовой: труд по самообслуживанию, изготовление подарков, атрибутов для игр. Нравственность воспитывается в приобщении детей к трудовым акциям: малыши оказывают посильную помощь на субботниках, в генеральной уборке, озеленении территории ДОУ. Развитию уважения к ручному труду способствуют занятия по изготовлению подарков: открытки для ветеранов, бусы для мамы на праздник 8 Марта.
Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития дошкольников. Мы провели с детьми занятие-исследование и назвали его «Закончи историю». Методика предназначена для выявления нравственных норм и поступков. Исследование проводятся индивидуально.
Воспитатель: «Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи».
Дети. Внимательно слушают и вступают в диалог.
История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...
Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?
Дети: отвечают.
История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...
Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?
История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, – сказала Люба, – можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил...
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?
История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил... Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему? Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.
Обработка результатов теста.
- 0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.
- 1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует. 2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку. 3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
В ходе исследования мы обнаружили, что среди детей на 3 балла ответили только 30% испытуемых. 2 балла за каждую историю получили 50 % детей. 1 балл получили 20% детей.
Вывод: мы рассмотрели четыре приёма духовно-нравственного воспитания дошкольников:
- Духовно-образовательный.
- Воспитательно-оздоровительный
- Нравственно-трудовой.
- Культурно-познавательный.