Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности организации диалога в образовательной деятельности ДОУ

Халиуллина Анна Витальевна

Диалог – это разговор, способ научиться думать. В диалоге рождается умение выдвигать идею, обосновывать суждение, возражать и принимать решение
Образовательный диалог- это ситуация,  где люди вместе обсуждают интересные для всех участников проблемы и где есть ритм «вопрос-ответ-аргументация-возражение» 
Актуальность в развитии субьектности ребенка:
- обнаружить противоречие, несоответствие ожиданиям
- проявить инициативу, увлечь других
- довести дело до результата
- выразить свое отношение к миру, развитие инициативности
- предлагать новое
Когда?
Чтобы развивалось субъективность важно:
- создание ситуации выбора
- возможности самому поставить проблему (проекты исследования)
Поддержка взрослого (ситуации, где развивается индивидуальность ребенка)
- свободная игра
- взрослый организовал бы события, где дети ставят задачу для себя (детская инициатива)
- поддержка детской инициативы
В диалоге развивается:

  • Само регуляция (соблюдение правил очередности)

  • Коммуникация (слушать и слышать других, соглашаться или не соглашаться)

  • Мышление (умение выдвигать идеи, аргументы, возражения)  

Примеры использования вопросов
Вопрос – это особое речевое действие, которое позволяет выйти из известного в новое, еще неизвестное
Открытые: Что? Как? Откуда? Куда? Помогают осознать то, что ребенок делает уже сейчас
Что если? Зачем? Почему? Заставляют подумать о том деле, которым они заняты
Закрытые: предполагает ответ да или нет, или выбор из нескольких предположений
Лед растает в варежке или нет
Сможет ли жираф выжить в Арктике 
Трудности организации диалога в образовательной деятельности
- трудно сформулировать вопрос, который будет интересен детям
- сложно задавать вопрос, а не сообщать готовую информацию (стереотип)
- трудно не помогать детям, не торопить с ответом, или если они отвечают не то, что хочет услышать воспитатель
- сложно вести правило, говорить только тогда, когда поднимаешь руку (обычно дети выкрикивают)
- трудно реагировать на неожиданные детские ответы
- нелегко опираться на то, что говорят дети, когда есть  свои ответы на вопросы 
Возрастосоеобразность
- важно опираться на детский опыт, конкретные чувственные впечатления, полученные в ходе наблюдения или экспериментирования
- детям легче обсуждать то, что можно потрогать
- фиксация хода обсуждения на доске или листочке
- расположение собеседников в «круг», гле все могут видеть дру друга и обращаться друг к другу
- заинтересованный тон воспитателя (а не «учебный»), сопоставление разных точек зрения; баланс между рассказом воспитателя и обсуждениями
-важно не торопить с ответом, а обратить внимание на версию как на гипотезу; условие для поддержки детских идей
- правила задавания вопросов и ответов обсуждения (правило слушания, поднятой руки, права задавать вопрос и т.д.); чтобы дети понимали их необходимость  
Особенности диалога у дошкольника
- разговорный характер, легче мыслить действиями и образами
- опора на ресурсные особенности и обход ограничений, например:
Нельзя долго говорить на отвлеченные темы (недостаточно развивать формальная логика)
Нет учебной мотивации (чтобы задание было интересным, зачем мне это надо)
Готов предлагать большое количество вариантов решения задач, воображать, придумывать нестандартное, быть заинтересованным и включенным 
Принципы образовательного диалога, особенности организации:
- доверие и интерес к детям
- опора на чувственный  и конкретный опыт, текущие события в группе
- открытость ситуации (возможность разных ответов на поставленные вопросы)
- фиксация детских решений
- паузы в диалоге (возможность для развития мышления)
- свой ответ необходимо аргументировать
- интонация задает жанр сопровождения
- важно проблематизировать детский ответ 
Способы фиксации ответов: (понимание ценности собственных идей, авторства) на листочке или на доске, важно выслушивать аргументы (установление причинно-следственных связей) 
Алгоритм построения и поддержки диалога:
- проблемная неоднозначная ситуация
- дети предлагают варианты ответов
- фиксация вариантов  ответов (слова или схемы)
- согласие или несогласие по поводу одного из вариантов
- привести аргументы по поводу согласия
- привести возражения на обсуждаемый ответ
- задавание вопросов, их фиксация, предмет для дальнейшего обсуждения 
Этапы построения диалога - этапы развития мыслительно-коммуникативных действий у детей: 
- умение определяться с выбором
- аргументация (рассуждения)
- возражение (критика исходного суждения или выдвижение другой идей)
- вопрошание (предполагаем новый вопрос) 
Лайфаки
- какие вопросы интересно обсуждать с детьми
- как вводить правила обсуждения в кругу
- какие интересные рассуждения детей были услышаны в разных группах
- какие вопросы оказались самыми важными и интересными в разных группах
- как научится не игнорировать детские ответы, а помогать детям самим увидеть проблему

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»