Сущность и содержание понятия «эстетическая культура»
Исаева Алёна Юрьевна
Ценность воспитания в личности ребёнка эстетики с каждым годом преимущественно увеличивается. Нынче от каждого из нас необходимо усиление творческого темперамента, причастие к просвещенности социума, обновление миропонимания, выражение человеческой оригинальности.От степени воспитанности личности в эстетическом плане обуславливается ступень культурного воспитания всего социума. В возникшей среде своевременным является пересмотр духовного совершенствования ученика на базе совершенствования эстетического миропонимания, его эмоционально-образного анализа. Ведь именно в школьные годы закладывается база эстетической и всеобщей культуры ребенка.
Мы ежедневно натыкаемся на эстетические микроявления в разных отраслях нашего существования: на работе, во время создания плода вдохновения, в воссоединении с миром, в повседневном укладе быта, при личном сообщении - повсюду привлекательное и отпугивающее, трагичное и смешное.
Бычков В.В. в своих откровения на тему эстетики рассуждал, что: «эстетический опыт на природе для меня не менее важен и силен, а нередко и сильнее того, что я испытываю при общении с искусством»
И. Анненский в своем труде «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» подтверждает, данное мнение: «Много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои
ранние впечатления»
Эстетическая культура - это черта, проявляющаяся в креативности, в таланте тонко чувствовать, ощущать, справедливо отзываться о событиях повседневности и о плодах вдохновения, вносить качественные изменения «по законам красоты» в личной и социальной жизни.
Эстетическая культура - тезис очень разносторонний. В изученной публицистике есть несхожие обозначения эстетической культуры. Разберем несколько.
Л. П. Печко описывает эстетическую культуру, как «ступень» многофункциональности эстетического отношения к объемному количеству вещей. Эстетическая культура индивида и социума - это «эстетическое отношение к действительности»
Эстетическая культура - первостепенное звено духовности. От ее присутствия и ступени совершенствования решается на сколько личность воспитана, духовно развита.
По формулировке В. И. Самохваловой, эстетическая культура - это неординарное получение и приумножение знаний (во время познания прекрасного), рассматриваемого сквозь многогранник целостного отношения, придерживаясь своего миропонимания. В эстетической культуре демонстрируется достижимость людей ощутить окружающую их природу, во всю силу прочувствовать, «человечески ценностно выразить полноту, глубину и многообразие этих отношений»
Выразительно описана эстетическая культура в учебнике под руководством В.И. Загвязинского, «Эстетическая культура - это:
1) совокупность способности и потребности человека эстетически воспринимать, переживать, оценивать окружающую действительность и
преобразовывать ее по законам эстетического совершенства;
2) единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков, норм
деятельности и поведения;
3) важнейшая составляющая духовного облика личности, определяющая интеллигентность, особую одухотворенность отношения к миру и людям, творческую направленность устремлений»
Для общепонятного постижения эстетической культуры требуется разобрать ее части, которые едины и выражаются в нижеуказанных предложениях:
1. Эмоционально-чувственную внимательность к великолепному и ужасному, идеальному и низменному, отважному и малодушному, смешному и драматическому в творчестве, быту, окружающей повседневности, работе, поступках и любом другом занятии. В свою очередь, умение держать верх над своими эмоциями тоже можно отнести к данному элементу.
2. Грамотное представление и разумение смысла эстетики в творчестве и в реальности, правильные, точные мнения, предположения и взгляды, относящиеся к эстетическому созерцанию творческих трудов и событий действительности.
3. Присутствие эстетического верха совершенства и навык, опираясь на него, рассматривать творческие работы, воодушевленно отзываться на них.
4. Постижение исторического творческого достояния, воспитанное и выработанное ощущение к прогрессивной культуре и творчеству, отзывчивость к нынешним установкам и их модернизации.
5. Стадия совершенствования креативности, внимание и влечение к эстетическому исследованию всего окружающего.
6. Мера творческой инициативности, фактическая причастность к сотворению.
7. Важность создавать «по законам красоты» на пользу социуму.
Указанные части, обозначают подъем эстетической культуры.
Эстетической культуре свойственны такие назначения как:
1) Информационно-познавательное - исполняемое во впитывании
знаний человеком;
2) Ценностно-ориентационное - настроено на исполнение эстетического анализа, взглядов и вкусов;
3) Деятельно-волевое - выполнимое в эстетической искусности, выражающее социально-творческую тенденцию эстетики;
4) Коммуникативно-регулятивное - выражающее саморегулировку дел и свершений людей.
Описывая эстетическую культуру, желательно заметить, что она первостепенно определяет нравственность, миропонимание и духовность. Все это сконцентрировано на структурировании разума, на утолении моральных и эстетических нужд. Эстетическая культура - это воссоздание, зеркальность эстетических предпочтений, духовность разума.
Господствующим очагом эстетической культуры служит художественная культура. Художественная культура, совершенствуясь в разуме социума, образует эстетическое сознание и его формы. Усовершенствование эстетической культуры индивида проходит под влиянием социальных, тонкопсихологических и иных мотивов. Здесь используется конструкция не схожих темпераментов, изображаемых окружением и индивидом, его эстетическими принципами.
Гогоберидзе А.Г. заметил, что генезис становления художественно-эстетической деятельности детей раскрытв концепции Н. С. Ветлугиной, согласно которой ее структура включает три этапа: восприятие, исполнение (как развитие специальных умений) и творчество
Ерасов Б.С. в своих трудах выражает что «сильно воздействует на эстетическую культуру:
- развитость эстетического сознания и мировоззрения;
- степень художественной образованности;
- широта интересов в сфере искусства и глубина его понимания;
- развитая способность адекватной оценки художественных достоинств
произведений»
Все вышеуказанное обогащено показано в понимании художественного вкуса - эстетически необходимого атрибута, образовавшегося и совершенствуемого в созерцании плодов вдохновения. Развитый вкус не ограничивается рассуждением на тему эстетики и оцениванием творческих работ. Особо явственно он осуществляется в эмоционально-чувственном душевном порыве изучаемого плода вдохновения.
Таким образом, духовная обеспеченность признанных трудов творчества внедряется в личную духовность человека, гораздо улучшая ее, обостряя ощущение природы, помогая проникнуться уникальностью жизни.
Из всего вышеперечисленного хочется выделить, что крайне требуется вырабатывать эстетическую культуру личности, ведь с эстетическим развитием неслучайно объединяют культуру и быт нашего существования. Развитие эстетики - это протекание улучшения умения человека полного принятия и анализа великолепного в трудах сферы искусства и в окружающей среде. Оно учитывает порядок творческих идей, мнений и рассуждений, доставляет ощущение восхищения от поистине бесценных экспонатов. Наряду с этим у учеников растет тяга и мастерство включать фантазию, стоять наперекор непривлекательному, неэстетичному, аморальному. Вдобавок, повышается стремление по мере возможности самовыражаться.
Содержанием развития эстетики у учеников является труд учителя по растолкованию сути эстетического труда, развитие чувства прекрасного, разбора творческих работ и передача личного мнения относительно их. Также, немаловажно внедрение творческой деятельности в повседневность учащихся. Данных целей преподаватель добивается при помощи педагогических методов. Наравне с массивными составляющими развития подчеркиваются и задачи эстетического развития:
• усовершенствование и конкретизация обрисовки происшествий вокруг и творческих плодов;
• расширение и уточнение эстетического взгляда (развитие сноровки находить
великолепное в творениях и повседневности);
• увеличение эстетической чувствительности, разнообразия эстетических воодушевления и переживаний;
• совершенствование эстетического вкуса;
• рост эстетической необходимости;
• раскрытие и усовершенствование таланта;
• причастие к эстетико-предметному творческому делу;
• раскрытие эстетических особенностей людей и построение маршрута для улучшения их просвещенности в данной области.
Педагогические методы используются наряду с психологическими. Вторые сосредоточены на расширении эстетического сознания. Эстетическое сознание ученые делят на несколько пунктов: эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическая оценка. Д.Б. Лихачев к вышеперечисленным пунктам относит эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение.
Эстетического разума не могло бы быть без эстетического восприятия. Восприятие - основополагающая связь с творчеством и великолепием окружения. Концентрация, выразительность, масштабность - все это сказывается на эстетических чувствованиях, эталонах и пристрастиях субъекта.
Эстетические события современности, тонко понятые обществом, вызывают сильную реакцию, эмоции. Эмоции, как считал Д.Б. Лихачев, это социально-обусловленное субъективное эмоциональное чувство, которое появилось благодаря анализу индивидом эстетического явления или какого- либо объекта.
Эстетические явления порождают в ребенке эстетическое удовлетворение или недовольство, дивные воспоминания или неприятные, негодование или
радость.
Лихачев Б.Т. составляющей эстетического воспитания называл эстетический идеал. Эстетический идеал - общественно-сложившееся
выражение прекрасного в окружающей реальности.
Хочется отметить, что к улучшению эстетики у индивида принадлежит и эстетический вкус. Фридрих Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании утверждал, что: «Одна лишь красота делает всех счастливыми, и тот, кто находится под обаянием ее чар, забывает о своем ограничении. Никакое преимущество, никакое единовластие не терпимы, раз правит вкус и распространено царство прекрасной видимости».
Эстетическое расположение ко всему вокруг образовывается у людей всю их жизнь. В разном возрасте понятие культуры различно. Видение живописности и художественности у школьников отмечены и В.В. Давыдовым, А.А. Люблинским, А.Ж. Овчинниковой.
Из всего выше сказанного хотелось бы сказать, что разнообразные культуроведческие взгляды совпадают в том, что:
- развитая эстетическая культура выделяет человека среди остальных живых существ;
- посредством развития эстетической культуры выполняется сохранение культурных ценностей, наследия творческих трудов, связь поколений;
- развитая эстетическая культура предоставляет возможность любям с противоречивыми взглядами в большей или меньшей степени сходно чувствовать и воспринимать окружающую среду;
Таким образом, эстетическая культура - это комплекс культурных и маральных ценностей, которые воздействуют на общество. Хотелось бы заметить, что эстетическая культура непосредственно свзана с искусством.
Понятие «эстетическая культура» можно выдвинуть на первый план по той причине, что в формулировках эстетической культуры зачастую выделяются такие ее грани, как тонкое восприятие искусства и получение от него удовольствия. Активная творческая деятельность, процесс создания, восприятия и усвоения художественных ценностей - всё это и есть составляющие развития эстетической культуры личности.