Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие восприятия. Консультация для родителей

Особенности восприятия мира у детей старшего дошкольного возраста

Кирьянова Наталья Викторовна,
воспитатель 1 категории ГБДОУ
детского сада № 3 Санкт-Петербурга
Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Особенности восприятия формы и цвета.
За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и многоугольник. Среди множества фигур он учится различать их формы, сначала по образцу, а потом по эталону, который у него закрепляется в образе-представлении.
С пяти лет ребенок может распознавать формы зрительно, узнавать их в любом положении и сочетании, размерах. Действие сопоставление он выполняет уже зрительно, без ощупывания и манипулирования руками. Он обследует предметы внутренними операциями, которые выполняются быстрее, почти мгновенно.
С шести лет ребенок сам начинает обследовать предметы, гибко сочетая внешние и внутренние перцептивные действия, свободно вычленяет существенные детали любой знакомой формы, применяет свои умения к обследованию сложных форм, находит в них знакомые формы и их детали.
При изучении восприятия детей дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда форма, более сильный признак, почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).
Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятия ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно.

Особенности восприятия времени.

Для ребенка отражение времени - значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. Это обусловлено, прежде всего, самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни детей.

Дети старшего дошкольного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т. е. распределен по времени, то пяти, шестилетний ребенок уверенно отмечает утро или вечер. Он различает день и ночь. Если ребенку-дошкольнику трудно вычленить время как объект познания, действующий невидимо, но постоянно в жизни ребенка, то во много раз труднее ему выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события. Поэтому даже старшие дошкольники считают, что, поскольку бабушка живет уже давно, она, конечно, видела Суворова, Пушкина и даже Петра I. Если ребенку рассказывают, что человек произошел от обезьяны, он совершенно не понимает, что такое те миллионы лет, которые отделяют животного предка от современного человека.

У дошкольников есть лишь знание настоящего и какое-то смутное представление о прошлом времени. Первой дифференцировкой времени служит введение слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого» в рассказ или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые существенны в данном событии. Знакомясь с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки).

Особенности восприятия пространства.

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А. Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А. А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».

Развитие глазомера ребенка необходимо для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Для этого необходимо обучить детей использовать для решения задач прием наложения одного объекта на другой, добиваясь максимального уравнивания. При обучении детей решению такого типа задач можно изготовить и применить картонную мерку.

Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз».

Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.

Развитие восприятия мира.
 
В 6-7 лет познавательная деятельность ребенка приобретает все более сложные формы. Восприятие становиться целенаправленным, развивается наблюдательность. При специальной работе над развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, развитый фонематический слух и музыкальный слух. Ребенок начинает различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, менять темп в пении и чтении стихов.

Играя в различные игры с игрушками, дети старшего дошкольного возраста стремятся обследовать и описать предмет. Только к семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, они вполне описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.

Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир, расширять сферу восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления. Механизмы восприятия позволяют ребенку самостоятельно познавать мир, самостоятельно ориентироваться и действовать в нем. Правильный и более полный образ предметов и явлений регулируют действия ребенка и руководит его поведением в соответствии с ситуацией и особенностями предметов.

Для развития восприятия формы, величины, цвета существуют различные игры. Например, такие как: «Разноцветные ленточки», «Что нам привез мишутка».

«Разноцветные ленточки»

Для игры нужны цветные ленточки или полоски цветной бумаги, наклеенной на картон.

В этой игру дети учатся различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие: у детей формируется устойчивый образ цветового тона.

В этой игре дети приучаются точно и старательно выполнять поручения группы. Это позволяет воспитателю развивать у них чувство ответственности перед другими. Ребенок, выполнивший поручение, получает удовлетворение от одобрения воспитателя и сверстников, приобретает уверенность в своих возможностях. Это особенно важно для робких, неуверенных в себе детей. Наблюдая за действиями сверстников, ребята испытывают интерес и сочувствие к своим товарищам, что очень важно для развития у них сопереживания и доброжелательных отношений друг к другу.

«Что нам привез Мишутка»

В качестве игрового материала используется набольшие игрушки контрастной формы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голышки, лошадки. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Кроме того, для игры нужны плюшевый Мишка, а также машина, велосипед или санки, на которых он поедет.

Цель данной игры - выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поле его зрения, - одной или двумя руками.

Перед играющим ставиться задача - узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако, несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, ребенку приходиться дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми.

Для развития слухового восприятия подойдет игра «Кто разбудил Мишутку».

В качестве игрового материала используется мягкая образная игрушка - Мишка средних размеров, нарядно одетая. Мишка может быть заменен зайчиком, куклой или котенком

Эта игра учит детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. От детей требуется узнать друг друга по голосам. В этой дошкольники учатся не только различать голоса друг руга, но и управлять своими голосами. Все это имеет большое значение для их развития, ведь слух является основой восприятия не только речи, но и музыки. Известно, что, если ребенок не умеет слушать, он не сможет воспринять и воспроизвести даже самую простую мелодию.

Игра эта проста по своему содержанию и близка интересам детей и их опыту - игровому, познавательному и житейскому. Центральное место в ней занимает игрушечный Мишка, который воспринимается ребенком как живой. Звуковая задача адресуется этому персонажу и решается ребенком как бы от его лица. Эта игровая ситуация подсказывает ребенку игровые действия и связанное с ним и решение слуховой задачи.

С помощью самых разнообразных игрушек: образных, театральных, музыкальных, игрушек-забав, самоделок, спортивных, строительных, технических у детей развивается восприятие. Игрушки помогают ребенку ориентироваться в пространстве, правильно представлять целостный образ предмета, выделять главные свойства. Поэтому игрушка для развития ребенка имеет важное значение.

Вот те игрушки, которые необходимы ребенку для развития восприятия: наборы для постройки кораблей, лодок, самолетов, храмов; игрушки изготовленные руками ребенка, игрушки звуковые; двигательные; конструктивные; из природного материала.

Игрушка должна быть привлекательной для ребенка и отвечать духовно-нравственным требованиям. Например, кукла, которая выглядит как ребенок. Если ее взять на руки - она смеется, издает звуки плача, гулит, сосет из бутылочки молоко, у нее закрываются глазки. Эта кукла воспитывает материнство у будущей женщины, учит проявлять заботу, доброту, а также эта игрушка поможет ребенку в развитии восприятия, следовательно, и познать окружающий мир с положительной стороны.

Литература: З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова "Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста".

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»