Использование педагогической песочницы
в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
Кучкина Татьяна Евгеньевна
Современная педагогика с каждым годом осваивает все большее количество различных методов и направлений.У детей есть разный опыт общения с песком. Кто-то играл летом в песочнице, а кто-то строил замки на берегу моря. Песок – материал, доступный и интересный для детей. Продолжить и расширить положительный опыт игры с песком можно и в условиях детского сада. Поможет работа с педагогической песочницей.
Педагогическая песочница - многофункциональна.
Она позволяет одновременно решать задачи: воспитания, обучения, развития и коррекции детей.
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Чем полезны игры с песком?
1.Формируют представление об окружающем мире.
2.Развивают мелкую моторику, глазомер.
3.Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.
4.Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)!
5.Помогают познавать вешний и свой внутренний мир.
. Для педагогических занятий в песке используют стандартную психологическую песочницу – это прямоугольный деревянный ящик, размером 50*70*8 см, выкрашенный изнутри в голубой цвет. Для групповой работы возможно использование большой песочницы 50*150*8 см.
Дно символизирует море, воду, а стенки песочницы – небо. Но голубой цвет еще и обладает расслабляющим эффектом. Он вызывает состояние покоя, замедляет пульс, понижает температуру тела, сокращает потоотделение.
Песок обычно используется речной или морской естественных цветов (бежевый, белый, желтый, светло-коричневый). Он должен быть просеянный, промытый, прокаленный при высокой температуре, иметь сертификат. Должна быть смена песка, хранить песок необходимо в закрытом виде
Для развивающих и коррекционных занятий, а также для домашних песочниц можно использовать разноцветный песок.
Для организации работы с песочницей необходимо следующее оборудование:
- Различные формочки для песка
- Природный материал: жёлуди, ракушки, фасоль, камушки и т.д.
- Символы социализации: здания, мебель, посуда, виды транспорта, различные заборы и другие виды ограничений
- Различные фигурки животных и растительный мир
- Символические предметы: бусины, кристаллы, пуговицы и т.д.
- Фигурки людей разного возраста, пола, профессий, национальностей, в различных эмоциональных состояниях, фигурки сказочных персонажей
- Коллекция киндер-сюрпризов
Работа с песком – искушение для ребёнка, в первую за счёт интереса и нестандартных ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице.
Методика проведения занятий в песочнице предполагает наличие ритуальной фигуры. Это может быть песочная фея, дух пустыни, мудрая черепаха и т.д. Ритуальная фигура выполняет роль проводника правил поведения, основного наблюдателя за действиями детей, служит источником информации по теме и регулирует действия персонажей в песочнице или участников процесса. Сначала правила поведения в песочнице озвучивает ритуальная фигура, а затем и сами дети. Это развивает и речь, и включает механизм саморегуляции.
Методика проведения занятий в песочнице, помимо ритуальной фигуры, включает наличие трёх необходимых этапов: ритуал входа, основная часть, ритуал выхода.
Ритуал входа длится от 3 до 10 минут. Это время введения в грядущую тему, формирование познавательной и эмоциональной мотивации. Выполнение простых заданий обеспечивает детям ситуацию успеха и добавляет позитивной мотивации. Здесь же появляется и ритуальная фигура.
Следующая часть занятия – основная часть. Педагогическая песочница может применяться в каждой из 5 образовательных областей, закреплённых в ФГОС.
Широкое применение находит педагогическая песочница в образовательной области «Речевое развитие». Занятия в педагогической песочнице способствуют развитию связной речи, как диалогической, так и монологической. Ребёнок выполняет действия, а потом о них рассказывает.
Работа с педагогической песочницей может быть построена как непосредственно организованная деятельность или как её часть. Можно использовать песочницу как сюрпризный момент. С помощью педагогической песочницы можно изучать звуки, буквы и предлоги, используя различные игровые задания.
Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие – то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?
Следующая область «Познавательное развитие». В эту область входит формирование элементарных математических представлений. С помощью педагогической песочницы можно считать и выкладывать цифры, изучать геометрические фигуры и ориентировку в пространстве, сравнивать множества и решать задачи, изучать объёмные фигуры и деление на части, изучать планы, лабиринты, развивать логическое мышление. Во время занятия может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроения группы и возраста детей. Развивающие занятия с детьми наиболее эффективны, чем стандартные приемы обучения. Именно, благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребенок быстрее осваивает цифры, понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времен года. С помощью построений на песке можно развить наглядно-образное мышление, восприятие и память.
В область «Познавательное развитие» входит познавательно-исследовательская деятельность. Песок предоставляет широкие возможности для такой деятельности. Можно изучать свойства сухого и мокрого песка, сравнивать их друг с другом, растворять песок в воде, делать песочные фильтры, цветной песок, сравнивать песок и глину и т.д.
Также в область «Познавательное развитие» входит знакомство с окружающим миром. При помощи педагогической песочницы очень хорошо изучать окружающий мир, создавая различные макеты. Например: остров и море, горы, пустыню, реку и деревню …
Всё это дети моделируют и изучают с большим удовольствием.
Следующая образовательная область «Физическое развитие».
Любые самостоятельные игры детей с песком, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребёнок дует на песок и т.д.) до сложных сюжетно-ролевых игр обладают психопрофилактической ценностью.
Физкультминутки тоже можно проводить в педагогической песочнице.
Следующая образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Педагогическая песочница позволяет формировать умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников. Любую психотравмирующую или конфликтную или конфликтную ситуацию можно смоделировать и проиграть в педагогической песочнице. Дети без боязни ищут выход из конфликтной ситуации, ставя себя на место игрушечных персонажей. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребенок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем в реальной жизни!
Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Педагогическая песочница способствует формированию уважительного отношения к своей семье. В семью в песочнице с удовольствием играют и мальчики, и девочки, беря на себя роли членов семьи. Педагогическая песочница способствует формированию образа я, своего эмоционального состояния, эмоциональной отзывчивости, способствует воспитанию моральных и нравственных качеств, гендерных представлений и толерантности, позитивному общению детей друг с другом, дружеским взаимоотношениям.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
Песочница и песок – благодатная почва для творчества. На песке очень хорошо рисовать и выкладывать узоры, оставлять отпечатки и их украшать, рисовать картины на сухом и мокром песке. Ребёнок не боится творить, рисовать и вносить изменения в свою картину. Педагог не вмешивается в процесс создания композиции, отсюда высокая экологичность метода, т.е. безопасность для ребенка. Ему ничего не навязывают. Во время создания композиции дети обычно испытывают эмоциональный подъем и чувство безопасности. При помощи разных видов песка (цветного, кинетического) можно создавать различные картины. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки. Манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций.
Ритуал выхода. Сказочный персонаж, который приглашал детей к игре в песочнице, объявляет об окончании игры, просит детей вспомнить, чем они занимались в песочнице, даёт общую или персональную оценку действиям, усилиям или результату детей, что повышает мотивацию для дальнейших занятий. Хозяин песочницы благодарит за посещение, работу, бережное отношение, выполнение правил поведения в песочнице, напоминает о необходимости убрать «страну», привести её в первоначальный вид. Продолжительность ритуала выхода составляет 5 – 6 минут.
Песок может быть использован при работе с родителями, при проведении различных мастер – классов, тематических дней.
Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.