Чтение для полноценного развития ребенка дошкольного возраста
Кошевая Ульяна Леонидовна
Чтение - это окошко, через которое дети
познают мир и сами себя.
В. Сухомлинский
Детство как период в жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный ребенок в будущем, но и весь мир в целом. Заложенные в дошкольном возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь, воздействуют на развитие. Следует помнить, что как можно больше внимания необходимо уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Одним из главных моментов для этого является чтение, так как в непосредственном процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески. Одно из важных мест в дошкольном воспитании занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. При чтении литературного произведения малыши, прежде всего, обращают внимание на героев, их очень интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Младшие дошкольники уже переживают все, что происходит с героем в книги: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом. Одной из характерных особенностей детей от 2 до 5 лет является, что дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе.познают мир и сами себя.
В. Сухомлинский
Детский фольклор – частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения самым лучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника. При помощи фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает благоприятное воздействие на детей: вызывает эмоции, помогает координировать движения, совершенствовать речь. Детский фольклор способствует всестороннему развитию малышей.
В дошкольном возрасте очень полезно читать потешки. Это небольшие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя потешки, детские песенки, взрослый сопровождает свои слова движениями рук, стимулируя, его активность, вызывая положительные реакции у ребенка.
Ребенку с 4-х лет становятся более понятны небылицы-перевертыши. Этот вид прибауток нужен детям для тренировки интеллекта и памяти. Для детей 3-го и 4-го года жизни очень полезно и важно слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки рекомендуется не читать, а рассказывать или лучше всего разыгрывать. Но следует не забывать, что для полноценного развития мышления детей лучше народные сказки в классических обработках. Ребенок дошкольного возраста является особым читателем. Он больше воспринимает произведения на слух, и этот процесс очень часто длится до тех пор, пока он самостоятельно не научится читать. Ребенок дошкольного возраста с его наглядно-действенным (1-3 года) и наглядно-образным (4-5 лет) мышлением лучше всего воспринимает текст с иллюстрациями, когда именно слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша.
Старший дошкольный возраста любит книги с веселыми приключениями героев. При чтении стихотворений ребенок-дошкольник развивает и совершенствует художественно-речевые исполнительские навыки. Художественная литература также играет важную роль в развитии социального опыта дошкольника. Произведения, которые написаны для детей дошкольного возраста, формируют правильное отношение к природе, умение бережно обращаться с живыми существами; формируют положительное отношение к труду, формируют знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности. Но следует помнить, что круг детского чтения – это круг тех произведений, которые читаю и воспринимают сами дети, а круг чтения дошкольников особенно быстро меняется. Здесь фактически каждому году жизни ребенка соответствуют свои произведения. И то, что звучало для малыша второго года жизни и понималось им, пятилетнему ребенку будет неинтересно или будет переосмыслено им.
Следует помнить, что для детей дошкольного возраста необходимо выбирать литературу с яркими иллюстрациями. Также не следует забывать о тематическом многообразии произведений. В детском чтении должны быть представлены все темы:
- тема детской игры и игрушки;
- тема природы, животного мира;
- тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе;
- тема семьи, долга перед родителями, родственниками;
- тема детства; тема чести и долга;
- тема войны;
- историческая тема и многие другие.
Литература:
1.Затулина Г.Я. Комплексные занятия по развитию речи – М., Центр педагогического образования, 2009
2. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2009.
3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. / Сост. В П. Ильчук и др. — М., 2005