Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игра как средство формирования навыков
выполнения элементарных трудовых поручений

Кошевая Ульяна Леонидовна
 
Воспитание должно развить в человеке
 привычку и любовь к труду; оно должно
 дать ему возможность отыскать
 для себя труд в жизни.
К.Д. Ушинский
   Труд в жизни каждого человека, а особенно ребенка имеет определяющее значение.
   Именно от того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его отношение к окружающему миру, жизни и людям. Это особенно ярко и подробно можно увидеть в народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках и песнях. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется и в народной педагогике. О том насколько важно трудовое воспитания написано много педагогических, психологических и философских работ.
   Подчеркивая роль трудового воспитания, К.Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
Игра-это один из способов весело и не принужденно учиться. Учиться видеть, узнавать и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах:
  • игра отражает труд взрослых;
  • элементы трудовых действий отражаются в игре;
  • трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры;
  • игровые действия включаются в процессе труда.
Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду. С помощью различных игр и игровых упражнений в дошкольном возрасте эффективнее всего удается привить интерес к труду и сделать процесс труда занимательнее, радостнее, эмоциональнее. Сама среда должна выступать условием развития и повышения интереса к деятельности. Игра создает наиболее благоприятные условия для проявления знаний и умений, повышает результативность труда у дошкольников. Осознанное освоение рационального способа организации конкретного трудового процесса базируется на знании последовательности трудовых действий и оборудования, необходимого для их выполнения. Поэтому важно вспомнить порядок трудовых действий и используемые при этом инструменты.
   Трудовое воспитание ребенка должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться последовательно, регулярно и систематично.
   В трудовое воспитание, включены основные виды:
  1. Самообслуживание
  2.  хозяйственно-бытовой труд
  3. труд в природе
Приучение к труду систематически начинает осуществляться с двух лет (с первой младшей группы).
   В процессе трудового воспитания должны решаться задачи разностороннего воспитания и развития ребенка:
  • умственного,
  • физического,
  • нравственного,
  • эстетического.
Об этом следует помнить при организации трудовой деятельности детей.
   Постепенно задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Например, начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.
   Во время трудовой деятельности дети овладевают способами и методами действий с разнообразными орудиями, предметами и механизмами что, по мнению педагогов и психологов, способствует умственному, нравственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая моторика рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз, появляется способность координировать движения рук со словесными инструкциями. Вырабатывается умение действовать точно, самостоятельно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение, усидчивость и настойчивость в достижении результата.
   Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности, гордости и самостоятельности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное и важное.

   Прививая к трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:
   • подчеркивать значимость труда;
   • следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей и заинтересовывали;
   • формировать навыки и умения правильного, аккуратно и самостоятельно использования инструментов и орудий труда;
   • соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления;
   • постепенно расширять самостоятельность детей;
   • создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
   • направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
   • помнить об эстетической организации обстановки, в которой осуществляется труд, оборудования и материалов.
   Существует большое количество методов и приемов трудового воспитания, а именно объяснения и показ воспитателем способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий. Объяснение воспитателя должно раскрывать детям цель и значимость труда. Важными методами являются игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, потешек, песен. Процесс формирования трудовых навыков должен доставлять удовлетворение и радость - это возможно достичь в условиях правильно организованных игровых ситуаций.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»