Игра как средство формирования навыков
выполнения элементарных трудовых поручений
Кошевая Ульяна Леонидовна
Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К.Д. Ушинский
Труд в жизни каждого человека, а особенно ребенка имеет определяющее значение.привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К.Д. Ушинский
Именно от того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его отношение к окружающему миру, жизни и людям. Это особенно ярко и подробно можно увидеть в народном творчестве: пословицах, поговорках, сказках и песнях. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется и в народной педагогике. О том насколько важно трудовое воспитания написано много педагогических, психологических и философских работ.
Подчеркивая роль трудового воспитания, К.Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».
Игра-это один из способов весело и не принужденно учиться. Учиться видеть, узнавать и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить. Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь проявляется в разных формах:
- игра отражает труд взрослых;
- элементы трудовых действий отражаются в игре;
- трудовая деятельность осуществляется ради будущей игры;
- игровые действия включаются в процессе труда.
Трудовое воспитание ребенка должно начинаться с самого раннего возраста и осуществляться последовательно, регулярно и систематично.
В трудовое воспитание, включены основные виды:
- Самообслуживание
- хозяйственно-бытовой труд
- труд в природе
В процессе трудового воспитания должны решаться задачи разностороннего воспитания и развития ребенка:
- умственного,
- физического,
- нравственного,
- эстетического.
Постепенно задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Например, начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.
Во время трудовой деятельности дети овладевают способами и методами действий с разнообразными орудиями, предметами и механизмами что, по мнению педагогов и психологов, способствует умственному, нравственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая моторика рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз, появляется способность координировать движения рук со словесными инструкциями. Вырабатывается умение действовать точно, самостоятельно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение, усидчивость и настойчивость в достижении результата.
Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности, гордости и самостоятельности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное и важное.
Прививая к трудовой деятельностью детей, воспитатели должны:
• подчеркивать значимость труда;
• следить за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей и заинтересовывали;
• формировать навыки и умения правильного, аккуратно и самостоятельно использования инструментов и орудий труда;
• соблюдать нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допускать их перегрузки и переутомления;
• постепенно расширять самостоятельность детей;
• создавать благоприятную психологическую атмосферу, формировать у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;
• направлять внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;
• помнить об эстетической организации обстановки, в которой осуществляется труд, оборудования и материалов.
Существует большое количество методов и приемов трудового воспитания, а именно объяснения и показ воспитателем способов выполнения трудовых действий, приемов использования материалов и орудий. Объяснение воспитателя должно раскрывать детям цель и значимость труда. Важными методами являются игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, потешек, песен. Процесс формирования трудовых навыков должен доставлять удовлетворение и радость - это возможно достичь в условиях правильно организованных игровых ситуаций.