Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста
Кошевая Ульяна Леонидовна
Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.
Сократ
Тема «формирование здорового образа жизни» уже давно является лидирующей позицией в беседах с родителями и работе и общению с детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Задачу рекомендуется решать и развивать с самых ранних лет жизни ребёнка. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность — это естественная, важная и неотъемлемая потребность в движении, удовлетворение которой как известно является важнейшим и основным условием всестороннего, полноценного развития и воспитания ребёнка. Различные виды двигательных упражнений являются к тому же физиологически обоснованными средствами развития, укрепления общей выносливости ребенка. Такие известные упражнения, как быстрая ходьба, бег, прыжки, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому развитию детей, укреплению их здоровьяФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одной из своих важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников. Данная задача, которая требует постоянного обновления и развития форм и методов работы. Ранний возраст является очень важным этапом именно в формировании основ физического и психического здоровья ребёнка. В этом возрасте ребёнок достаточно быстро обучается и легко усваивает полученные знания и навыки. Ведущими задачами воспитателя по инновационной деятельности в сохранении и укреплении здоровья детей являются:
- создания и обеспечения условиями для физического и психологического благополучия детей раннего возраста;
- обеспечение здоровье-сберегающее образовательное пространство в групповом помещении и семье;
- применение систематического подхода в использовании всех доступных средств и форм образовательной работы с детьми раннего возраста для своевременного развития двигательных навыков, физических способностей.
Основной целью здоровье-сберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения и укрепления здоровья, формирование у него основных знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Для полноценного решения поставленной задачи в работе воспитателя с детьми используют:
1. Комплекс утренней гимнастики, продолжительностью 3-5 минут. Следует помнить, что только систематическое проведение утренней гимнастики способствует: тренировке, укреплению крупных групп мышц, активизации всех обменных процессов, созданию благоприятного условия для питания всех клеток и тканей организма. Для того чтобы упражнения не становились для малыша однообразными и рутинными, рекомендуется каждый раз организовывать утреннюю гимнастику в виде интересной, увлекательной игры. Также рекомендуется, для заинтересованности детей, комплексы утренней гимнастики сопровождать весёлой детской музыкой, прибаутками или стихами.
2. Комплекс пальчиковой и артикуляционной гимнастики. Каждый знает, что развитая и грамотная речь — одно из важнейших условий всестороннего полноценного развития ребенка. Чем культурней, правильно сформированная и разнообразна у ребёнка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем намного обширнее его возможности в изучении окружающей действительности, полноценнее отношение со сверстниками и конечно взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. При выборе упражнений для артикуляционной и пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать определённую последовательность, начинать от более простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику рекомендуется выполнять сидя, так как в таком положении у ребёнка спина в прямом положении, тело является не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Проводить их для лучшего усвоения лучше эмоционально, в игровой форме. У детей раннего возраста следует тренировать не только артикуляционный аппарат, но и ежедневно уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Поэтому ежедневная тренировка движений пальцев и кистей рук является одним из важнейших факторов стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений. Пальчиковая гимнастика рекомендуется выбирать разнообразные, эмоционально-приятные, динамичные и интересную ребенку.
3. Предметно-развивающая среда. Также очень значимым и важным является и предметно-развивающая среда, которая способствует своевременному полноценному сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста. С целью систематизации физкультурно-оздоровительной работы с детьми в групповой комнате создаются спортивные центры, например, «Малышок-здоровячок» «Здоровые ребята» или «Мы спортивные ребята» и т.д. Где представлена наглядная информация о спорте, здоровом образе жизни: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей. Картотека подвижных, малоподвижных игр, стихи о спорте. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, мешочки для метания, кегли, разноцветные ленты, мячи простые и массажные, обручи, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, погремушки и кубики и т.д.. Дети очень любят и с интересом, желанием пользуются данным оборудованием в свободное время и во время игр. Для организации и разнообразия подвижных игр в Центре здоровья рекомендовано разместить маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
4. Дыхательная гимнастика. Следует также обратить внимание дыхательной гимнастике, которая регулярно проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми. У детей благодаря этому активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации, укреплению и оптимизации его работы в целом. Дыхательные упражнения также улучшают работу головного мозга, а также всех органов и систем жизнедеятельности ребенка, укрепляют общее состояние здоровья. Эта является ведущей профилактикой болезней органов дыхания и простудных заболеваний у ребенка.
Таким образом можно сделать вывод, что рациональное использование и гармоничное сочетание здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста способствует уменьшению заболеваемости, полноценному и гармоничному развитию умственно и физическому развитию дошкольников и уменьшению адаптационного периода в детском саду
Список литературы.
1. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы – Волгоград: Учитель, 2007.
2. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. - Волгоград: Учитель,2007.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. М.: Рус. яз., 1987. – 750 с.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы.- М.:АРКТИ, 2003. – 272 с.