Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективная психологическая работа с семьями воспитанников,
через создание клуба для родителей в ДОУ

Ямбаршева Татьяна Евгеньевна

В семье подрастает ребенок. У родителей появляются первые проблемы, связанные с его воспитанием и развитием. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (гиперактивность, агрессивность, импульсивность и т.д.). Все чаще возникают у мам и пап вопросы чему нужно научить ребёнка, как и во что с ним играть, как справляться с детскими капризами и непослушанием и т.п.?

Где родителям получить достоверные ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь становится востребованной у современного родителя. Одним из центров повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать современный детский сад. Располагая штатом квалифицированных воспитателей, логопедов, психологов и других специалистов, современное ДОУ способно организовать грамотное просвещение родителей по вопросам воспитания маленьких детей. Однако следует учесть, что рганизация работы в данном направлении  подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.

Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться грамотно воспитывать своих детей, им нужны проверенные средства и методики. Большинству родителей не требуются углубленные психолого-педагогические знания. Достаточно познакомить желающих с основными подходами и направлениями в воспитании детей, ответить на их многочисленные вопросы, обсудить насущные проблемы именно их семьи, подсказать, где возможно найти интересующую родителей информацию. Традиционно психологическая помощь родителям ДОУ оказывается в рамках индивидуальных психологических консультаций. Но возможности групповых встреч с родителями позволяют охватить большее число желающих пообщаться с психологом. Важно учитывать и тот факт, что встречи клуба носят ознакомительный, просветительский характер, и решиться прийти на такую встречу многим родителям легче и проще, чем на индивидуальную консультацию психолога. Групповые встречи дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ. Следует отметить, что новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют также новых подходов в работе с родителями.

Именно эти причины послужили толчком создания клуба для родителей «Аистенок» на базе детского сада №38 Кировского района г. Санкт-Петербурга в сентябре 2018 года.

Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей.

Это инновационная модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.

Целью работы Клуба «Аистенок» является создание инновационной системы психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства, способствующей установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, и популяризирующей деятельность ДОУ среди родительской общественности.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:

  • повышать психолого-педагогическую культуру родителей;

  • оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в периоды адаптации детей (дом - детский сад, ясли - детский сад, детский сад-школа);

  • содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;

  • способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.

Положение о Клубе для родителей «Аистенок»

1. Общие положения:

Клуб для родителей создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.

Основными принципами работы клуба «Аистенок» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.

Участниками Клуба являются: родители (законные представители) детей, посещающих детский сад №38, педагог-психолог.

Непосредственным руководителем Клуба является педагог-психолог ДОУ.

Клуб «Аистенок» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.

Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.

2. Основные направления деятельности клуба «Аистенок»:

1.Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников.

2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.

3. Права и обязанности участников клуба «Аистенок»:

3.1 Родители — члены Клуба имеют право:

  • получать квалифицированную консультативную помощь по вопросам развития, воспитания, обучения и адаптации ребенка в ДОУ;

  • получать практическую помощь в организации занятий с детьми дома;

  • высказывать собственного мнения и обмениваться своим опытом воспитания детей;

  • давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;

  • участвовать в планировании работы Клуба.

3.2. Родители — члены Клуба обязаны:

  • уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;

  • соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;

  • принимать активное участие в заседаниях Клуба.

3.3. ДОУ имеет право:

  • вносить корректировки в план работы Клуба «Аистенок» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущей встречи и др.

3.4. ДОУ обязано:

  • планировать регулярную работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;

  • предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;

  • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;

  • соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.

4. Организация деятельности Клуба «Аистенок»:

Работа Клуба осуществляется на базе ГБДОУ детский сад №38 комбинированно­го вида Кировского района города Санкт-Петербурга.

Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и педагогов ДОУ.

Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остроты обсуждаемой проблемы. Минимальное число мероприятий за один учебный год - одно на каждую возрастную группу.

Формы организации работы Клуба «Аистенок»:

  • круглый стол;

  • психологический тренинг;

  • практикум;

  • решение педагогических ситуаций;

  • мастер-класс;

  • вечер вопросов и ответов;

  • игротека (с участием детей);

  • выставка литературы.

Условия работы Клуба «Аистенок»:

Для более успешной работы Клуба необходимы следующие условия:

  • при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит мотивацию каждого участника;

  • занятия должны проводиться в небольших по численности группах (от 3 до 20 человек);

  • желательно обеспечить встречу наглядными материалами,

  • желательно проводить занятия в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в кругу свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;

  • для проведения игротек необходимо свободное пространство;

  • для проведения некоторых заданий и упражнений (например, рисуночных) необходимы столы.

  • Презентации демонстрируются с помощью ИКТ.

    Построение плана-программы Клуба «Аистенок»:

    Данная программа состоит из восьми встреч, цель которых — дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.

  • п/п

    Темы встречи

    Форма проведения

    Возрастная группа

    Примерная дата

    1

    Адаптируемся вместе

    Круглый стол

    Группы раннего возраста (2,9)

    Октябрь

    2.

    Как в условиях детского сада грамотно подготовить к школе ребенка и его семью

    Презентация,

    семинар-практикум

    Педагогический коллектив

    ГБДОУ д/с 62 Кировского района СПб

    Ноябрь

    (3 встречи)

    3.

    Подготовка детей и родителей к школе

    Презентация

    Старшие, подоговительные группы

    (3,4,5,8,11)

    Декабрь

    4

    Как воспитать ребенка успешным:

    самостоятельным, активным, ответственным

    Презентация

    Все группы

    Январь

    5

    Папа — это супермэн для ребенка!

    Мастер-класс для пап

    Все группы

    Февраль

    6

    Откуда брать силы современной маме?

    Тренинг для мам

    11

    Март

    7.

    Как справиться с проблемами: «Мой ребенок почти не играет» и «Какие игрушки нужно покупать»

    Игротека с детьми

    Младшие, средние группы (1, 6,7, 10)

    Апрель

    8.

    Подсказка психолога — Правильные книги для детей и их родителей.

    Выставка психологической литературы

    Все группы

    Май

    Предполагаемый результат работы Клуба «Аистенок»:

    В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.

     

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»