Эффективная психологическая работа с семьями воспитанников,
через создание клуба для родителей в ДОУ
Ямбаршева Татьяна Евгеньевна
В семье подрастает ребенок. У родителей появляются первые проблемы, связанные с его воспитанием и развитием. Исследования показали, что современные родители, воспитывая детей, всё больше нуждаются в помощи специалистов. Многие родители в сегодняшней ситуации обескуражены поведением своих детей, так как, по мнению учёных, в настоящее время всё чаще встречаются эмоционально-неустойчивые дети, у которых нередко наблюдаются самые разнообразные элементы личной акцентуации (гиперактивность, агрессивность, импульсивность и т.д.). Все чаще возникают у мам и пап вопросы чему нужно научить ребёнка, как и во что с ним играть, как справляться с детскими капризами и непослушанием и т.п.?
Где родителям получить достоверные ответы на все интересующие вопросы? Квалифицированная психологическая помощь становится востребованной у современного родителя. Одним из центров повышения психолого-педагогической культуры родителей может стать современный детский сад. Располагая штатом квалифицированных воспитателей, логопедов, психологов и других специалистов, современное ДОУ способно организовать грамотное просвещение родителей по вопросам воспитания маленьких детей. Однако следует учесть, что рганизация работы в данном направлении подразумевает изменения в системе «ДОУ — семья», требует усилий от педагогического коллектива.
Актуальность проблемы, очевидна, так как многие родители хотят научиться грамотно воспитывать своих детей, им нужны проверенные средства и методики. Большинству родителей не требуются углубленные психолого-педагогические знания. Достаточно познакомить желающих с основными подходами и направлениями в воспитании детей, ответить на их многочисленные вопросы, обсудить насущные проблемы именно их семьи, подсказать, где возможно найти интересующую родителей информацию. Традиционно психологическая помощь родителям ДОУ оказывается в рамках индивидуальных психологических консультаций. Но возможности групповых встреч с родителями позволяют охватить большее число желающих пообщаться с психологом. Важно учитывать и тот факт, что встречи клуба носят ознакомительный, просветительский характер, и решиться прийти на такую встречу многим родителям легче и проще, чем на индивидуальную консультацию психолога. Групповые встречи дают возможность снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей, позволяют получить обратную связь и ощущение поддержки и понимания со стороны ДОУ. Следует отметить, что новые социально-экономические условия в стране, отразившиеся и на работе дошкольных учреждений, требуют также новых подходов в работе с родителями.
Именно эти причины послужили толчком создания клуба для родителей «Аистенок» на базе детского сада №38 Кировского района г. Санкт-Петербурга в сентябре 2018 года.
Работа Клуба является важным шагом в направлении повышения психологической культуры родителей.
Это инновационная модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивающая развитие личности ребенка и гармоничных отношений с ним взрослых.
Целью работы Клуба «Аистенок» является создание инновационной системы психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников на протяжении дошкольного детства, способствующей установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста, и популяризирующей деятельность ДОУ среди родительской общественности.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач:
-
повышать психолого-педагогическую культуру родителей;
-
оказывать всестороннюю помощь и поддержку родителям в периоды адаптации детей (дом - детский сад, ясли - детский сад, детский сад-школа);
-
содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
-
способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Данные цели и задачи сформированы исходя из разработанного положения о работе клуба.
Положение о Клубе для родителей «Аистенок»
1. Общие положения:
Клуб для родителей создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Основными принципами работы клуба «Аистенок» являются: добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
Участниками Клуба являются: родители (законные представители) детей, посещающих детский сад №38, педагог-психолог.
Непосредственным руководителем Клуба является педагог-психолог ДОУ.
Клуб «Аистенок» осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим положением.
Положение о Клубе утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением.
2. Основные направления деятельности клуба «Аистенок»:
1.Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителей в вопросах воспитания дошкольников.
2. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
3. Права и обязанности участников клуба «Аистенок»:
3.1 Родители — члены Клуба имеют право:
-
получать квалифицированную консультативную помощь по вопросам развития, воспитания, обучения и адаптации ребенка в ДОУ;
-
получать практическую помощь в организации занятий с детьми дома;
-
высказывать собственного мнения и обмениваться своим опытом воспитания детей;
-
давать оценку эффективности работы Клуба в целом и по отдельным вопросам;
-
участвовать в планировании работы Клуба.
3.2. Родители — члены Клуба обязаны:
-
уважать мнения друг друга в процессе обсуждения вопросов образования детей;
-
соблюдать принцип конфиденциальности в работе Клуба;
-
принимать активное участие в заседаниях Клуба.
3.3. ДОУ имеет право:
-
вносить корректировки в план работы Клуба «Аистенок» в зависимости от возникающих проблем, запросов, актуальности предыдущей встречи и др.
3.4. ДОУ обязано:
-
планировать регулярную работу Клуба в соответствии с выявленными запросами родителей и основываясь на психических закономерностях развития детей данного дошкольного возраста;
-
предоставлять территорию для проведения заседаний Клуба;
-
предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям;
-
соблюдать принцип конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
4. Организация деятельности Клуба «Аистенок»:
Работа Клуба осуществляется на базе ГБДОУ детский сад №38 комбинированного вида Кировского района города Санкт-Петербурга.
Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей и педагогов ДОУ.
Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остроты обсуждаемой проблемы. Минимальное число мероприятий за один учебный год - одно на каждую возрастную группу.
Формы организации работы Клуба «Аистенок»:
-
круглый стол;
-
психологический тренинг;
-
практикум;
-
решение педагогических ситуаций;
-
мастер-класс;
-
вечер вопросов и ответов;
-
игротека (с участием детей);
-
выставка литературы.
Условия работы Клуба «Аистенок»:
Для более успешной работы Клуба необходимы следующие условия:
-
при формировании группы необходимо учитывать интересы участников; теоретический материал и практические задания необходимо подбирать с учетом специфики интересов слушателей, что повысит мотивацию каждого участника;
-
занятия должны проводиться в небольших по численности группах (от 3 до 20 человек);
-
желательно обеспечить встречу наглядными материалами,
-
желательно проводить занятия в кругу, стулья должны быть удобными и соответствовать количеству участников (не допускается наличие в кругу свободных стульев и больших промежутков между ними); стулья не должны быть жестко скреплены друг с другом;
-
для проведения игротек необходимо свободное пространство;
-
для проведения некоторых заданий и упражнений (например, рисуночных) необходимы столы.
-
Презентации демонстрируются с помощью ИКТ.
Построение плана-программы Клуба «Аистенок»:
Данная программа состоит из восьми встреч, цель которых — дать участникам представление об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, продолжительность занятия может быть сокращена или увеличена в зависимости от поставленной цели.
-
п/п
Темы встречи
Форма проведения
Возрастная группа
Примерная дата
1
Адаптируемся вместе
Круглый стол
Группы раннего возраста (2,9)
Октябрь
2.
Как в условиях детского сада грамотно подготовить к школе ребенка и его семью
Презентация,
семинар-практикум
Педагогический коллектив
ГБДОУ д/с 62 Кировского района СПб
Ноябрь
(3 встречи)
3.
Подготовка детей и родителей к школе
Презентация
Старшие, подоговительные группы
(3,4,5,8,11)
Декабрь
4
Как воспитать ребенка успешным:
самостоятельным, активным, ответственным
Презентация
Все группы
Январь
5
Папа — это супермэн для ребенка!
Мастер-класс для пап
Все группы
Февраль
6
Откуда брать силы современной маме?
Тренинг для мам
11
Март
7.
Как справиться с проблемами: «Мой ребенок почти не играет» и «Какие игрушки нужно покупать»
Игротека с детьми
Младшие, средние группы (1, 6,7, 10)
Апрель
8.
Подсказка психолога — Правильные книги для детей и их родителей.
Выставка психологической литературы
Все группы
Май
Предполагаемый результат работы Клуба «Аистенок»:
В итоге работы Клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста в момент адаптации к ДОУ.