Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

(5-6 лет)
Калугина Татьяна Евгеньевна
 Этот возраст  является очень важным возрастом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте, закладываются многие личностные качества, половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим людям. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. Личность ребенка закладывается именно  в этом возрасте. В этом возрасте  еже мы может быть понятным, каким будет человек в будущем.
Главная потребность в этом возрасте это  общение и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и невербальными  средствами общения, которым относится: кинестика (общение посредством жестов, мимики, пантемимики). Активность детей проявляется во всех видах деятельности, поэтому взрослым  необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является  – игра. В игровой деятельности дети уже умеют распределять роли и строить своё поведение, в соответствии с выбранной ролью. Игровое взаимодействие сопровождается речью детей. В возрасте 5 лет ребёнок может оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера, принимать проигрыш, как временное поражения, стремясь  и нацеливаясь в будущем на победу. Приобретение положительного  результата, начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает позитивное отношение к себе. У детей в этом возрасте бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей следует обучать умению планировать свою деятельность, для этого необходимо использовать воображение.
 
 В 5-6 лет ребенок, в соответствии со своими психофизическими особенностями способен усваивать большое количество познавательной информации. В познавательной деятельности продолжают совершенствоваться сенсорные эталоны: (восприятие цвета, формы и величины). Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы, различают величину. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширяется его кругозор. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, недрах земли, странах, народах и национальностях, изобретениях и о многом другом.
 Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, мотивации, внимания. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, ребенку приходится больше думать и рассуждать. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину. В логических играх ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать свой выбор.
В играх на логику прослеживается и личностный рост дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать.  Задача родителей выработать у ребенка стремление к  победе. Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата.
 Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Вовлекайте ребёнка в рассуждения, заставляйте думать и находить самостоятельно пути решения, обосновывать их.

В возрасте 5 – 6 лет ребёнок способен:
• Выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;
• Находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов – это концентрация внимания;
• Запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;
• Рассказывать наизусть несколько стихотворений;
• Пересказать близко к тексту прочитанное произведение;
• Определять последовательность событий;
• Складывать разрезанную картинку из 9 частей;
• Находить и объяснять несоответствия на рисунках;
• Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
• Находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА:
• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами;
• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»;
• Уравнивает неравные группы предметов двумя способами;
• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине). Проверяет точность определенным путем наложения или приложения;
• Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам;
• Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур;
• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток;
• Называет текущий день недели.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ:
• Имеет достаточно богатый словарный запас;
• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение;
• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок. Последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения;
• Определяет место звука в слове. Обучение чтению необходимо начинать с формирования фонематического анализа слова.

ПОЗНАНИЕ:
• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту;
• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны;
• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес;
• Знает о взаимодействии человека с природой в разное время года;
• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений;
• Бережно относится к природе.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
• Знает стихотворения, считалки, загадки;
• Называет жанр произведения;
• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения;
• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

Изобразительная деятельность:
• Свободно может изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы;
• Вырезает предметы прямоугольной и круглой формы;
• Умение вырезать по контуру (один из показателей готовности к школе);
• Изображенные объекты имеют схематичные очертания, при этом может передаваться динамика движений;
• В рисунках появляется сюжет, человек наделяется некоторыми пропорциями, вырисовываются простейшие детали.
 
Конструкторская деятельность:
• Конструкторская деятельность принимает аналитический характер — ребенок знает название деталей, может произвести замену недостающей детали на аналогичную, имеющуюся в наличии;
• Способ обследования образца принимает обобщенный характер — ребенок умеет называть элементы построек;
• В основе конструкторской деятельности лежит замысел, схема или определенные условия;
• Создание построек приобретает совместный характер.

Развитие эмоциональной сферы:
Необходимо формировать у ребёнка позитивное эмоциональное отношение к самому себе и своему имени, к членам своей семьи, к друзьям, учить детей сопереживать, помогать по мере возможности, заботиться о младших. Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»