Проект
Знает вся детвора: шашки — лучшая игра!
Поповских Наталья Васильевна,
учитель-дефектолог ГБДОУ № 45
Красносельского района Санкт-Петербурга
Цель: Повысить уровень знаний и обогатить опыт родителей и ребенка о игре «Русские шашки». Формировать у ребенка мотивацию проводить досуг за полезной игрой «Русские шашки». Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.учитель-дефектолог ГБДОУ № 45
Красносельского района Санкт-Петербурга
Задачи: Для ребенка: Обучение основам шашечной игры; Обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; Выработка у детей умения применять полученные знания на практике. Развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.
Для педагога: Установить партнерские отношения с семьей воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания ребенка в вопросах ЗОЖ Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей.
Для родителей: Дать представление родителям о значимости игры «Русские шашки». Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми. Заинтересовать родителей и привлечь их к проведению совместного досуга с ребенком за настольной игрой «Русские шашки».
Характеристика проекта: По доминирующей в проекте деятельности: информационно-практико-ориентированный, логический. По содержанию: познавательно-обучающий — тренирующий. По числу участников проекта: групповой. По времени проведения: средней продолжительности (с 10.01.2020 по 30 05. 2021) По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ. По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата. Участники проекта: дети старших групп №8,9,12 и средней группы №11, родители, учитель-дефектолог Поповских Наталья Васильевна. Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта выдвинуты ряд важнейших принципиальных требований. Основные педагогические принципы: Принцип культуросообразности — формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данных семьях. Принцип гуманистической ориентации — ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему. Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка — требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках. Принцип дифференциации — создание благоприятной среды для развития интереса к игре «Русские шашки».
Методы: Наглядная пропаганда — сочетание различных видов наглядности (картинки, фотографии и т. д.). Консультирование родителей специалистами ДОУ (учитель-дефектолог). Организация занятий по игре «Русские шашки».
Предполагаемый результат проекта: Для ребенка: 1) у ребенка сформированы основы шашечной игры. Для родителей: Изменился взгляд родителей на обучение детей шашечной игре в дошкольном возрасте. Возрос интерес и желание родителей к совместной игре со своими детьми. Для педагога: 1) Установлены партнерские отношения с семьями воспитанников 2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и укрепление здоровья ребенка.
Проблема проекта: Поверхностный интерес родителей и детей к настольной игре «Русские шашки» Обоснование проблемы: – неосведомленность родителей о важности совместной игры с детьми – Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры «Русские шашки» и ее видах. Не заинтересованность родителей обучению шашечной игре в дошкольном возрасте. – нежелание родителей организовывать совместную деятельность с детьми.
Актуальность: Шашки — это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Именно поэтому я выбрала данный проект. Проект направлен на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к выпускнику дошкольного образовательного отделения. Игра в шашки в дошкольном отделении — это интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.
Планирование работы над проектом: 1-й этап: подготовительный — сбор информации, материала. 2-й этап: организационный — разработка плана проведения занятий по шашкам. 3-й этап: формирующий — проведение мероприятий согласно плану с ребенком и родителями. 4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта, проведение шашечного турнира). БЕСЕДЫ: – Общение: «Что такое шашки и откуда они появились» – «Как играть в шашки» Практические занятия – Организованные занятия по шашкам – Групповые досуговые игры – Индивидуальные тренировочные занятия. – Чтение художественной литературы: («Сказка про Шашечное королевство», стихотворения про шашки). В работе с родителями: – Индивидуальные беседы о логических умениях воспитанников – Наглядность в виде информационных файлов «Как научить ребенка играть в шашки». Работа по совместной деятельности родителей и детей: – Семейный шашечный турнир.
Предполагаемые итоги проекта: Этот проект позволит: Сравнить эффективность различных форм работы с ребенком. Оценить качество педагогической работы по формированию основ игры «Русские шашки» у дошкольников. Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
Литература:
Герцензон Б., Напреенков А. Шашки — это интересно. Спб.1992 г. Городецкий В. Б. Книга о шашках. — М.: Физкультура и спорт 1990г. Погрибной В. К. Шашки сборник комбинаций — Ростов: Феникс 2007 г. Погрибной В. К., Юзюк В. Я. Шашки для детей изд. 2-е. РостовФеникс2010г. Костров В. В., Рожков П. П. Все о шашках Архангельск 2012 г. Погрибной В. К. Шашки для детей изд. 4-е. Ростов: Феникс 2013.
Расписание занятий:
Понедельник – 15.15-15.45 Старшая группа №9
Среда - 15.15-15.45 Старшая группа №8
Четверг- 15.15-15.45 Средняя группа №11
Старшая группа № 12