Музыкальное воспитание дошкольников дома
Круппа Ирина Николаевна
Для современного человека вряд ли уже секрет или нераскрытая тайна тот факт, что музыка способна очень мощно воздействовать на наше развитие. А исследования ученых всего мира подтверждают эту, уже ставшей прописной, истину.С самого рождения ребенка сопровождает музыка, колыбельные матери, музыка по средствам связи. Подробнее хотелось бы остановиться на применении мобильных телефонов. В своих высказываниях я буду придерживаться не только научных знаний, но скорее своих наблюдений, которые регулярно и повсеместно имеют место быть. Думаю, это будет коротенький рассказ музыкального руководителя с названием « Малыш и музыка»…вполне себе банальное название.
За свою педагогическую жизнь я ни разу не встретила обделенного слухом ребенка, за исключением тех ребят, у кого есть нарушения слуха, то есть детей с ограниченными возможностями здоровья. По роду деятельности ежедневно передо мной проходят более ста детей. Мое абсолютное убеждение – детей без музыкального слуха нет! Они все в той или иной степени обладают музыкальностью. Итак, что же мы имеем? Первое, это эмоциональность, которая присуща всем детям, второе-музыкальность, третье- здоровье детей. Казалось бы, все прекрасно! Что действительно хорошо. Но…теперь наши любимые мобильные телефоны! Да простит меня человечество, но иначе как «исчадие ада» я телефоны не называю. Колыбельные…одни из первых земных звуков несутся не из уст мам…хочу оговориться, не все, нет- нет, не все, используют телефон в качестве «няни», но это часто встречающийся факт. Нет ничего теплее, нежнее, добрее, ласковее, душевнее настоящего голоса мамочки! Малыш слушает живой голос мамы, он понимает, что он в безопасности. Никакой суперсовременный аппарат, не способен подарить ту энергию музыки, что таится в живом голосе человека. Спойте своему дитятке своим голосом, никто и не требует бельканто примадонны оперного театра, спойте своим, самым родным голосом простую песенку, пусть без рифмы, пусть без четкой пульсации…но РОДНЫМ и ЖИВЫМ голосом. Кстати, работая недолгое время с детьми, страдающими аутизмом, я увидела, что на краткий миг ребенок реагирует на живой звук голоса. На музыку из динамиков музыкального центра они реагируют крайне негативно, а на голос откликаются, очень краткий миг, но откликаются!
Особое внимание необходимо уделять тому, что льется из звуковоспроизводящей аппаратуры: или это достойная музыка, или это «я сижу «лайкаю», воздух «пинаю Найками». Мозг ребенка чист, он работает на восприятие, и то, что вы даете слушать ребенку, по умолчанию откладывается в нейронной сети растущего малыша и его памяти. Пусть это будет народная музыка, пусть это будет красивая инструментальная музыка, пусть это будет хорошая детская песня, исполненная голосом детей. Не нужно загружать мозг ребенка звуковым мусором и шелухой. Первые впечатления оставляют в нейронной сети ребенка САМЫЕ мощные, запоминающиеся впечатления, это на всю жизнь! Не знаете что включить? Включите народную музыку! Не промахнетесь. Когда малыш подрастет, поиграйте в более сложнее игры с пеним, к примеру, вы поете и прихлопываете ритм в ладоши. Ребенок повторит обязательно, ведь это его мама или папа, это его идеал и образец. Возможно не сразу, не с первого раза, но при постоянных подбадривающих словах и улыбке малыш начнет повторять, и с каждым разом все лучше и четче. Основные принципы: систематичность и последовательность от простого к сложному. То, что умеет ребенок- не примитив, это то, что он ПОКА может; постепенно, по прошествии времени он достигнет хороших результатов. Не обязательно бежать в магазин и покупать комплект инструментов, человечество начало исполнять музыку не на сложных музыкальных инструментах, а на подручном звучащем материале. Так почему бы не позволить малышу так же постучать чем-то безопасным, но постучать, пусть простейший ритм. Часто родители не любят покупать инструменты, слишком шумно и громко. Но это один из навыков, который потом, как знать, раскроет одну из сторон музыкальности ребенка. А потанцевать?! Конечно! Когда звучит веселая музыка младенец реагирует на нее. Когда он уже подрос, что он делает? Приседы под веселую музыку! А это уже «пружинка», музыкальное движение в танце! Вот вам и танцор! Подбодрите его, улыбнитесь, скажите, что он – молодец! И он с утроенной силой будет подскакивать снова и снова.
Пока малыш растет в семье, без помощи и воздействия педагога, дошкольного музыкального работника, родители выполняют эту функцию. И то, что ребенок услышал, опробовал и испытал, составляет базу, на которую уже профессиональные педагоги наслаивают свое педагогическое воздействие. Хочется сказать всем родителям : « Не скупитесь на эмоции! Не жадничайте слов! Поговорите с детьми! Пусть они слышат ВАШ голос, голос самых близких людей на Земле!»