Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционное рисование как средство решения
образовательных задач в изобразительной деятельности

Стребкова Людмила Викторовна
Современный взгляд на художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности.
Все мы в детстве были художниками, каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что видит, слышит и знает. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, почему-то прекращается в раннем возрасте.
Как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
По данным психологов, дети в пятилетнем возрасте дают 90 % оригинальных, творческих ответов на вопросы, в семилетнем – 20 %, а взрослые – лишь 2 %. Это как раз те, кто выдержал давление социума и остался творческой личностью.
Цифры заставляют задуматься о том, как важно не упустить момент и не оттолкнуть человека от творческой деятельности, а наоборот приблизить к ней, заинтересовать, научить видеть и реализовать свои возможности.
«Изобразительная деятельность» в детском саду включает в себя: рисование, лепку, аппликацию и прикладное творчество, а также конструктивно – модельную деятельность.
Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам свой продукт, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив (усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно) изобразительно-выразительные средства.
Значит каждый ребенок – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Так как человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом, то и в системе дошкольного образования произошли существенные изменения. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира, доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Во время образовательной деятельности создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощенно проявлять свое творчество.
Раскроем современные подходы к организации продуктивных видов деятельности.
Во-первых, это образовательная деятельность строится на принципах интеграции и комплексно-тематического принципа построения воспитательно-образовательного процесса. Принцип интеграции предполагает объединение нескольких образовательных областей для решения поставленных задач. Например, тема занятия «Лес, точно терем расписной» объединяет образовательные области: речевое развитие (прочтение и обсуждение стихотворения с опорой на наглядность), познавательное развитие (закрепляем характерные особенности золотой осени), изобразительная деятельность. Комплексно – тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса способствует накоплению сенсорного, эмоционального опыта, что позволяет ребёнку прочувствовать тему, с разных сторон, через разные виды деятельности.
Во-вторых, педагогическое взаимодействие, является важнейшим условием проявления творческих предпосылок. Создание творческой атмосферы, доброжелательность, психологический комфорт. Всё это способствует проявлению самостоятельности и инициативности на занятиях. Исключить из занятия пошаговое повторение изображения за воспитателем.
В-третьих, большая роль отводится эстетизации окружающей среды. Создать условия для самостоятельного и совместного изучения объектов природы, искусства; для самостоятельной изобразительной деятельности. Выставка картин, рисунков, тематических предметов.
В-четвёртых, освоение нетрадиционных техник изображения. Плюс данных технологий, заключается в том, что взрослый даёт только технику выполнения работы. Всё остальное ребёнок додумывает сам.
В своей работе мы используем разнообразные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. 
Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникает идея применения бросового материала как изобразительного средства. Это дает возможность использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; овощные штампы и печати; соломку; пористые губки и т.д.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Используемые нами нетрадиционные методы изодеятельности помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования начинаем уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования, далее с усложнением в выборе материала и способов рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста используем: рисование пальчиками; тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошками, рисование ватными палочками
Детей среднего дошкольного возраста знакомим с более сложными техниками: оттиск поролоном, оттиск пробкой, оттиск смятой бумагой, печать по трафарету, свеча и акварель, набрызг, рисование воздушно-пузырчатой плёнкой, рисование сыпучими блёсками, рисование на ткани.
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают ещё более трудные методы и техники: кляксография с трубочкой, предметная монотипия, знакомая форма – новый образ, рисование солью, рисунок на сырой мятой бумагерисование зубной пастой, рисование зубочисткой, монотипия-рисование нитками, теснение, рисование мыльной пеной, рисунок с двух сторон, мыльная живопись.
Каждый из применяемых методов-это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»