Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности
Богданова Людмила Викторовна
Для современного педагога, важно быть востребованным, соответствовать квалификационным характеристикам высшей категории, владеть эффективными образовательными технологиями, позволяющими добиваться стабильно высоких результатов, владение ключевыми компетенциями (в первую очередь коммуникативной), занимать ведущие позиции в рейтингах, быть активным участником профессиональных конкурсов.Не менее главной задачей является формирование педагогическим работником своих запросов относительно поиска или создания условий, которые необходимы для реализации карьерной стратегии. Речь идет о развитии профессиональных компетенций и организации педагогической помощи в их роста. Профессиональные компетенции развиваются не только в процессе самообразования, но и в системе методической работы в рамках реализации инновационных проектов.
Введение федеральных государственных стандартов требует от педагога работы над собой, определенного самоизменения, соответствия социальному заказу. В этой связи важно отметить необходимые условия становления педагогической культуры педагога, наличие которой определяет возможность или невозможность продвижения данной личности:
- развитие научно-педагогической направленности учителя;
- постоянное пополнение психолого-педагогических знаний;
- развитие педагогической рефлексии; формирование инновационной готовности;
- формирование индивидуального стиля педагогической деятельности;
- развитие авторской, профессионально-творческой «Я»-концепции;
- приобщение учителя к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег;
- формирование готовности к обобщению личного передового педагогического опыта;
- формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании и самообразовании.
Ученики, непосредственные потребители образовательных услуг, свой заказ выражают в сочетании слов, «чтобы учитель любил и понимал нас, чтобы с ним было интересно». В данные понятия они так же, как и родители вкладывают понятие безопасной среды и внутреннего комфорта, создание положительной психологической атмосферы, умение сопереживать и увлекаться, реализовывать субъект-субъектные отношения в процессе образования и воспитания.
Всегда и везде востребованы, прежде всего, педагоги-личности, с яркой индивидуальностью, талантливые и творческие. Авторитетный педагог, по мнению большинства, должен быть эрудированным, справедливым, толерантным, принципиальным, человечным, иметь определенный набор ценностей, способствовать духовно-нравственному становлению личности, с высоким чувством ответственности, не менее существенное значение имеют его умение достойно вести себя, бодрость и жизнерадостность, внутренняя собранность, сдержанность, приветливость, привлекательность.
Определяя профессиональное развитие педагогов как становление, реализацию и интеграцию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств, способностей, умений и знаний, многие авторы акцентируют свое внимание на активном качественном преобразовании педагогом своего внутреннего мира, приводящем к новому способу жизнедеятельности, формированию нового уровня профессионального мастерства и профессиональной компетентности. С учетом сказанного особо остро встает проблема «профессионального саморазвития» педагогов образовательных учреждений, в том числе их активной деятельности, направленной на обогащение своих внутренних резервов для успешного карьерного роста.
Е.А. Кобялковская изучила взаимосвязь личностных особенностей педагогов и уровнем их потребности к саморазвитию, а также с мотивами профессионального развития воспитателей и стилевыми характеристиками их деятельности. Исследователем было установлено, что педагоги с высоким уровнем потребности в саморазвитии характеризуются как более общительные, оптимистичные, независимые, эмоционально устойчивые. Они в большей степени стремятся к новому опыту, самостоятельному и творческому подходу в деятельности. Для них характерен высокий уровень удовлетворения результатами собственной деятельности.
Воспитатели с низким уровнем потребности к саморазвитию более осторожны, формальны в социальных контактах, эмоционально неустойчивы, склонны к подчинению, чаще ориентируются на окружающих, у них менее выражена творческая направленность, низкий уровень самостоятельности и удовлетворенности результатами собственной деятельности.