Комплексно-тематическое планирование,
социально-коммуникативное развитие «Безопасность»
социально-коммуникативное развитие «Безопасность»
Мансурова Асият Магомедовна
Сентябрь
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома Беседа«Огонь-друг или враг» (ПолыноваВ.К., Дмитренко З.С. стр.170) |
Закрепить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного. | Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, подвижные игры | Карточки с изображением ситуаций, где огонь –друг или враг, наборы цифр, иллюстрации с изображением пожарной техники |
Ребенок и улица Беседа «Пора, не пора-не ходи со двора» из цикла «Школа пешехода» (ПолыноваВ.К., Дмитренко З.С. стр.69) |
Уточнить знания детей о правилах поведения на улице(не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке). | Заучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций | Доска, картинки с изображением дорожных ситуаций. |
Ребенок и здоровье Беседа «Витамины укрепляют организм» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.225) |
Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры. | Рассматривание иллюстраций, настольная игра «Аскорбинка и ее друзья» | Картинки с изображением витаминов, игрушка Ваня, настольная игра. |
Ребенок и природа Беседа «Съедобные ягоды и ядовитые растения» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.79) |
Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями, а также научить различать их и правильно называть. | Беседа, рассматривание иллюстраций, раскрашивание цветными карандашами, д/и «Съедобное-несъедобное» | Изображения ядовитых растений; раскраски, цветные карандаши, мяч. |
Ребенок и другие люди Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.46) |
Объяснить детям об опасных ситуациях дома во время контакта с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях. | С/р игра «Почтальон», тренинг-игра «Один дома», игровая ситуация, работа в рабочей тетради. | Атрибуты для с/р игры, картинки для рассматривания |
Октябрь
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома П/и «Птенчики в беде»(Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.174) |
Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животным, желание оказать помощь ближнему. | Загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, эстафеты. | Картотека загадок, альбомы для рассматривания, маска-шапочка «огонь», красные ленточки. |
Ребенок и улица Беседа «Мостовая-для машин, тротуар-для пешехода» из цикла «Школа пешехода» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.70) |
Уточнить представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы для движения машин, а тротуар для пешеходов); продолжать знакомить с правилами дорожного движения по обочине, убедить в необходимости соблюдать их. | Экскурсия к проезжей части улицы; рассматривание иллюстраций; заучивание стихотворений; беседа. | Доска, картинки с изображениями дорожных ситуаций. |
Ребенок и здоровье Беседа «Осторожно, грипп!» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.223) |
Учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса. | Беседа, рисование карандашами, рассматривание иллюстраций. | Цветные карандаши, бумага для рисования. |
Ребенок и природа Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.118) |
Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах. | Беседы о лесе, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, чтение стихотворений. | Иллюстрации грибов, тексты стихотворений и загадок. |
Ребенок и другие люди Беседа: Внешность человека может быть обманчива (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.40) |
Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения. | Составление рассказов, работа в тетрадях, рассматривание сюжетных картинок. | Сюжетные картинки, рабочие тетради, цветные карандаши. |
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома П/И «Огонь-друг и враг»(Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.173) |
Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку. | Предварительно проводится беседа, рассматривание иллюстраций; Игра проводится на улице во время прогулки. |
Маска-шапочка «огонь», обруч. |
Ребенок и улица Беседа «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь? » (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.130)» |
Дети должны запомнить и твердо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначать ориентиры, которые помогут найти их место жительства(где находится и как выглядит дом, что расположено поблизости) | Беседа, чтение худ. литературы, изготовление макета улицы, рассматривание альбомов и иллюстраций, д/и «Хорошо-плохо» | Материал для макета: картинки с изображение объектов и деталей улицы, картон, бумага, цветные карандаши, альбом «Моя улица» |
Ребенок и здоровье Игра-беседа «Спорт-это здоровье» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.220) |
Дать представление об Олимпийских играх; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой; совершенствовать навыки лепки из пластилина. | Комплекс упражнений под музыкальное сопровождение, беседа об Олимпийских играх, д/игры: «Покажи как…», «Найди ошибку», рассказы детей, лепка из пластилина спортсменов. | Альбомы для рассматривания, проигрыватель, глобус, макет стадиона. |
Ребенок и природа Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.121) |
Расширить и закрепить представления детей о съедобных грибах | Беседы о лесе, съедобных и несъедобных грибах, чтение. | Текст сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» |
Ребенок и другие люди Беседа «Если ты гуляешь один» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.80) |
Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых; формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. | Рассматривание иллюстраций, плакатов с изображением разных ситуаций, беседа. | Альбомы для рассматривания, иллюстрации, плакат. |
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома Игра-ситуация «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.190) |
Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. | Игровая ситуация | Игрушка Зайка |
Ребенок и улица Беседа «О полосатой «зебре» и дорожном знаке «Пешеходный переход» из цикла «Школа пешехода» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.72) |
Расширять у детей знания ПДД (улицу можно переходить в специальных местах-наземных и подземных переходах), напомнить о значении дор. знака «Пешеходный переход»; дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено» | Рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений, беседа. | Макет улицы, дорожные знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено» |
Ребенок и здоровье Беседа «Как устроено тело человека» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.84) |
Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека; объяснить, что здоровье-это главная ценность человеческой жизни. | Беседа, рассматривание плаката «Тело человека», д/и «Покажи, что назову» | Плакат, картинки для рассматривания. |
Ребенок и природа Беседы «Контакты с животными» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.83) |
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. | Беседа, рассматривание картинок с изображением животных. | Иллюстрации с изображением различных ситуаций контакта детей с животными |
Ребенок и другие люди Беседа: Опасные ситуации на улице (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.42) |
Рассмотреть и обсудить с детьми типичные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в опасных ситуациях. | Беседы, творческие задания в тетрадях, рассматривание альбома «Моя семья», чтение худ. литературы, д/игра «Третий лишний», «Знакомый, свой, чужой» | Альбом для рассматривания с фотографиями семьи, худ. лит-ра: К. Чуковский «Котауси и Мауси», С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», сюжетные картинки, мяч, цветные карандаши. |
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома Беседа «Пожароопасные предметы»(Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.54) |
Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности. | Отгадывание загадок, чтение литературы, рассматривание иллюстраций | Картинки с изображением опасных предметов, худ. литература:«Кошкин дом» С. Маршака, «Жил на свете слоненок» Г.Цыферова |
Ребенок и улица Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.125) |
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности; различными способами ограждения опасных зон тротуара. | Беседа об опасных зонах на дороге; рассматривание иллюстраций, работа в тетради. | Цветные карандаши, тетради, плакат с изображением дорожных работ, аварийных ситуаций на улице. |
Ребенок и здоровье Беседа «Личная гигиена»(Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.98) |
Развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. | Беседа, чтение стихотворения, рассматривание алгоритма мытья рук. | Текст стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», алгоритм с изображением мытья рук. |
Ребенок и природа Беседа «Берегись мороза» » (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.128) |
Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе | Беседы о зиме, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. | Картинки о зиме. |
Ребенок и другие люди Д/игра «Расскажи сказку», «Опиши внешность» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.49-50) |
Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам; объяснить ребенку, что внешность человека не всегда вызывает доверие; | Рассказывание сказки по картинкам, рассматривание альбомов и иллюстраций; беседа, чтение сказки «Белоснежка и семь гномов», д/и «Опиши внешность» | Развивающая игра «Любимые сказки»; Альбомы для рассматривания «Опасные ситуации на улице», худ. лит-ра, карточки с изображением людей |
Февраль
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома П/и «При пожаре не зевай, огонь водою заливай» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.187) |
Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые; закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды. | Отгадывание загадок, чтение стихотворения О. Ватиетиса «Спички» | Большой кубик, резиновая надувная игрушка и т.п.( предметы по количеству команд);два огнетушителя-игрушки, настоящий огнетушитель или его изображение. |
Ребенок и улица Д/И «Найди и расскажи» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.79) |
Упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении; развивать интерес к изучению дорожных знаков. | Рассматривание дорожных знаков, д/и «Найди и расскажи» | Карточки с дорожными знаками(демонстрационные и раздаточные) |
Ребенок и здоровье Беседа «Режим дня» » (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.106) |
Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. | Рассматривание картинок, беседа, д/и «Когда это бывает?» | Картинки для рассматривания. |
Ребенок и природа Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.122) |
Дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними; учить детей понимать состояние и поведение животных. | Беседа о домашних животных, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений. | Тексты стихотворений, иллюстрации. |
Ребенок и другие люди Беседа «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.129) | Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, охраннику, продавцу. | Беседа, обсуждения, рассматривание иллюстраций и альбомов, задания в рабочей тетради. | Альбом «Улица», «Город», цветные карандаши, тетрадь. |
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома Беседа «Опасные предметы дома» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.183) |
Закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | Рассматривание опасных предметов. | Предметные картинки опасных предметов, иллюстрация с изображением квартиры, куклы Андрюша и Наташа, знаки «Нельзя пользоваться», «Осторожно пользоваться». |
Ребенок и улица Беседа «Что такое перекресток?» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.75) |
Рассмотреть иллюстрацию с изображением оживленного перекрестка; побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. | Беседа; рассматривание иллюстраций. | Иллюстрации с изображением дорожного перекрестка |
Ребенок и здоровье Беседа «Одежда и здоровье» » (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.113) |
Ребенок должен узнать, что одежда защищает человека от жары и холода, дождя и ветра. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться. | Беседа, обсуждение с детьми, д/и «Одень куклу», рассматривание иллюстраций и альбомов. | Альбомы с изображением одежды, игра . |
Ребенок и природа Занятие: Взаимосвязь и взаимодействие в природе (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.70) |
Развивать у детей понимание того, что планета Земля-наш общий дом, в котором живут звери,птицы,рыбы,насекомые, а человек-часть природы; что на жизнь и здоровье человека и животных влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. | Беседа, рассматривание иллюстраций и альбомов о природе, сюжетных картинок, чтение стихотворений и пословиц, рисование. | Картинки и альбомы для рассматривания, картотека пословиц о природе, худ. лит-ра, листы и карандаши для рисования. |
Ребенок и другие люди Ребенок и его старшие приятели. Игровая ситуация «Если с другом вышел в путь» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.52) |
Научить детей говорить «нет», если старший приятель попытается вовлечь его в опасную ситуацию. | Беседа, обыгрывание игровой ситуации и обсуждение, придумывание историй о таких ситуациях; д/и лото «Хорошо-плохо» | Игровой материал: лото, альбомы для рассматривания. |
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома Игра-беседа «Службы«01», «02»,«03 на страже» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.181) |
Познакомить со службами спасения «01»,«02»,«03»;учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности. | Рассматривание электроприборов, чтение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | Сюжетные картинки, альбомы, худ. лит. в книжном уголке для рассматривания. |
Ребенок и улица Дорожные знаки. С/р игра «Шофер» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.117) |
Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; вспомнить о работе светофора | Беседа, обсуждения, рассматривание карточек с изображением некоторых дорожных знаков; игра-тренинг «Регулировщик», постройки из строительного материала, д/и «Собери дорогу» (мозаика) | Н/п развивающие игры: «Дорожные знаки», «Уроки светофора», картотека «Дорожные знаки», иллюстрации, конструктор, крупный модуль, мозаика, цветные карандаши, атрибуты для с/р игры. |
Ребенок и здоровье Беседа «Конфликты между детьми» » (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.111) |
Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами. | Беседа, игра-тренинг, д/и «Обведи», «Эмоции». | Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций, карточки «Эмоции», карандаши, тетради. |
Ребенок и природа Беседа «Осторожно, гроза!» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.132) |
Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы. | Прослушивание аудиозаписи «Гроза», рассматривание репродукций картин, чтение стихотворений. | Репродукции картин К. Маяковского «Дети, бегущие от грозы» и К. Айвазовского «Гроза» |
Ребенок и другие люди Беседа: Насильственные действия незнакомого взрослого на улице(Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.49) |
Рассмотреть и обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого на улице, научить их соответствующим правилам. | Прослушивание аудиосказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций в книгах к сказке; Беседа о правилах поведения во время насильственных действий со стороны незнакомых взрослых. | Худ. литература «Гуси-лебеди» |
Раздел планирования | Цели и задачи | Содержание работы | Создание развивающей среды |
Ребенок дома Беседа: Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.66) |
Расширить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. | Рассматривание картинок, иллюстраций, отгадывание загадок, показ настольного театра. | Картотека: загадки, альбомы, картинки с изображением опасных предметов; цветные карандаши, изготовление макета «Моя квартира» |
Ребенок и улица Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.79) |
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликах, научить детей правилам поведения в таких ситуациях | Рассматривание рисунков, плакатов с различными ситуациями поведения детей на улице. | Рисунки, плакат, альбомы для рассматривания. |
Ребенок и здоровье Беседа «Детские страхи» (Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.110) |
Научить детей справляться со своими страхами; учить выражать свои страхи словами. | Беседа, рисование «Нарисуй то, чего боишься», обсуждение рисунка, чтение стихотворения. | Цветные карандаши, бумага для рисования, текст стихотворения С. Маршака «Чего боялся Петя?» |
Ребенок и природа Беседа «Не прыгай в воду в незнакомых местах» (Полынова В.К., Дмитренко З.С. стр.134) |
Знакомить детей с правилами поведения на воде. | Рассматривание иллюстраций на тему «Купание на реке», беседа | Иллюстрации и картинки для рассматривания. |
Ребенок и другие люди Игра-тренинг: Поведение ребенка в случае насильственных действий со стороны взрослого(Стеркина Р.Б., Князева О.Л. стр.50) |
Обучить ребенка громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих в случае насильственных действий со стороны незнакомых людей. | Чтение сказки «Петушок-золотой гребешок»; обсуждение ситуаций, кот. могут случиться с детьми на улице; инсценировка сказки. | Худ. литература «Петушок-золотой гребешок», маски для инсценировки сказки. |