Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика преподавания Петербурговедения в старших группах ДОУ

Любимова Ольга Леонидовна

Данная методика разработана с целью структурирования и совершенствования процесса образовательной деятельности в дошкольном образовании в области преподавания начального петербурговедения в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.

Цель данной методики – преподавание петербурговедения, воспитание патриотизма, побуждение к творческой деятельности, расширению кругозора.

Задачи:

- упорядочение просветительской деятельности

- побуждение к изучению истории Санкт-Петербурга и района

- воспитание патриотических чувств и любви к родным местам

- вовлечение родителей в процесс обучения

Методика разработана на основе апробированного и внедренного проекта «Я – василеостровец», содержащего план-график с перечнем практических и теоретических занятий, рассчитанный на учебный год.

Теоретическая часть содержит занятия, выстроенные на основе рекомендованной и апробированной методической литературы. В образовательной деятельности для знакомства с художественной литературой о Санкт-Петербурге используется книга Н.Голь «Как все начиналось». Она также служит источником исторических фактов, содержит хронологию строительства и развития города. К используемой в образовательном процессе литературе относятся: Г.Т. Алифанова «Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», Л. Шиф «Путешествие по Петербургу с Аликом и Гусариком», Е.А. Никанова «Первые прогулки по Петербургу», В.К. Дмитриев «Санкт-Петербург. Моя первая книга о городе», «Санкт-Петербург. Рассказы о праздниках», «Санкт-Петербург. Васильевский остров», «Санкт-Петербург для малышей», Ю. Раков «Эмблемы и символы Петербурга», Л.К. Ермолаева, И.М. Лебедев «Чудесный город», Н.А. Гурьева «Прогулка по Васильевскому острова».

Теоретической основой проекта «Я – василеостровец» является справочник-путеводитель, составленный преподавателем геологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, большого знатока истории Васильевского острова, его памятных мест и достопримечательностей, с которым я знакома лично – Л.Я. Тихомирова.

Книга удобна тем, что каждой достопримечательности Васильевского острова посвящена небольшая статья, содержащая интересные исторические факты и легенды, а также сопровождаемая фотографией, что позволяет в легкой доступной форме преподать материал ребенку, заинтересовать его и замотивировать на посещение. Поскольку Васильевский остров полон интересных мест, зданий и памятников, всегда есть возможность посетить многие в ходе пешей экскурсии поблизости от нашего ДОУ, например: набережная лейтенанта Шмидта, здание Академии художеств, сфинксы, Румянцевский сад и прочее.

Занятия по петербурговедению начинаются с истоков постройки города, проектов Петра I, истории Заячьего острова и Петропавловской крепости. В качестве повторения пройденного материала прошлого года детям предоставляется возможность повторить и закрепить знания с помощью творческого процесса  - раскраски, поделки – в частности, в этом году дети принимали участие в создании макета Петропавловского собора.

Образовательный процесс в рамках методики выстроен следующим образом: сперва воспитатель проводит теоретическое занятие с рассказом о предмете изучения, используя наглядные материалы (фотографии, репродукции, слайды, карта Васильевского острова с обозначением местонахождения объекта – составленная на основе карты достопримечательностей острова Л. Тихомирова), а также с использованием игровых форм преподавания (разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок). Закрепление полученного материала осуществляется с помощью творческих видов деятельности – рисование, лепка, аппликация, оригами.

К практической части методики относятся:

1. Пешие прогулки к достопримечательностям, расположенным в шаговой доступности (Румянцевский сад, Академический сад, сфинксы, памятник Трезини, песочные часы, памятник Василию Бомбардиру). Стала уже традицией ежегодная прогулка и возложение цветов у мемориальной доски на доме Тани Савичевой в День снятия блокады. Также мы стараемся посещать не только исторические памятники, но и другие интересные места на Васильевском острове – например, дракона в одном из дворов на 8-й линии.

2. Посещение музеев на Васильевском острове. Нами были посещены: музей электротранспорта, Музей кукол, Музей Академии художеств. Также мы открыли для себя и заключили договор о сотрудничестве с недавно появившимся частным музеем «XX лет после войны – Музей повседневной культуры Ленинграда 1945-1965 гг.», который организован мамой одной из моих бывших воспитанниц.

Посещение этого музея представляет особый интерес и практическую значимость в методике преподавания как знакомство с бытом жителей Васильевского острова в послевоенные годы. Дети имеют возможность увидеть и потрогать предметы быта – посуду, предметы мебели, игрушки, школьные принадлежности. Примерить предметы одежды: школьную форму, фуражки учащихся, ремни, фартуки и прочее.

В музее проводятся краеведческие  занятия-квесты. Например, недавно для нас было организовано занятие по рассказу В. Пантелеева «Честное слово», действие которого происходило на Васильевском острове, недалеко от здания нашего ДОУ.

Детям было предложено угадать место действия, найти различия между разными видами форм (военная, железнодорожная, ремесленного училища).

По итогам теоретических лекций и пеших прогулок большое внимание в образовательной деятельности уделено самостоятельному творчеству детей – рисункам, аппликациям и прочее. Работы детей размещаются на выставке в фойе детского сада.

Образовательный процесс, выстроенный на основании методики предполагает активное привлечение родителей и самостоятельную совместную деятельность детей и родителей вне детского сада – здесь и прогулки, и создание поделок, и чтение литературы по истории города, и т.д.

В образовательный процесс по возможности привлекаются родители, имеющие образование или профессию, связанную с архитектурой, строительством, скульптурой и др. В частности, бабушка одной из воспитанниц, в прошлом архитектор, провела для нас занятие с рассказом о профессии архитектора, а затем небольшую пешеходную экскурсию по Университетской набережной с посещением Музея Академии художеств.

Родители также привлекаются для организации экскурсий в музеях и для сопровождения на прогулках и поездках.

Главная задача – мотивировать родителей посвящать время досуга прогулкам с детьми, посещая интересные места Петербурга и Васильевского острова. Для этого мной было придумано раздавать детям специальные карты Васильевского острова с отмеченными на них местами расположения достопримечательностей и интересных мест. Карта заимствована из книги Л.Тихомирова. Детям предлагается в течение года посетить все обозначенные места и отметить свои впечатления от увиденного. В конце года планируется подвести итоги, провести Викторину «Мой Васильевский остров», по результатам которых предполагается поощрение юных знатоков Васильевского острова.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»