Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Речевой этикет

Малышева Татьяна Николаевна
На современном этапе в педагогической науке и практике активно идут поиски путей совершенствования обучения речи детей дошкольного возраста. Общепризнанно, что ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям должен быть коммуникативный подход. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили своё развитие в трудах отечественных педагогов В.Г. Ананьева, А.А. Бадалева, А.С. Выготского.
Этикет является достоянием и показателем культуры, основой воспитанного человека, помогающей понимать как необходимо вести себя в жизненных ситуациях современного общества, находить общий язык с другими людьми.
По определению Н.И. Формановской, «речевой этикет – это регулирующие правила речевого поведения, система национально специфических стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». Вопросы воспитания этикета и культуры поведения у детей дошкольного возраста затронуты в трудах С.В. Петериной, И.В. Курочкиной, Т.А. Антоновой, Н.С. Малетиной др.
Дошкольное детство является сензитивным периодом  усвоения речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Дети, не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности и, следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации к школе.
Усваивая этикетную лексику, ребенок «присваивает» часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для той культурной среды, в которой он находится. Введение  формул речевого этикета в словарь  дошкольника при взаимодействии с окружающими способствует формированию комфортного состояния дошкольника, и оказывать положительное влияние на духовный мир ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» направлено на:
– усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
– развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
– владение речью как средством общения и культуры.
 Игра – одна из важных моментов жизни ребенка, а также одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиции современного этикета. В играх ребенку предоставляется возможность осваивать окружающий его предметный мир и отношения взрослых; доступно и интересно формировать у себя представления о том, как принято вести себя в той или иной ситуации и подумать над своими манерами поведения.
        В связи с этим, считаю проблему воспитания речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста в игровых обучающих ситуациях актуальной. Во время разыгрывания игровых обучающих ситуаций мы погружаем ребёнка в ситуацию, которая может с ним случиться в детском саду, на улице, дома, в магазине и других общественных местах.  
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком  своего народа важная задача взрослого.
Овладение речью как средством общения и культуры это залог успешного взаимодействия с окружающими. Необходимо ежедневное обогащение и пополнение активного словаря в детском возрасте.
Основные принципы развития культурной речи:
1.Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
2 Принцип коммуникативно – деятельностного подхода к развитию речи.
3. Принцип развития языкового чутья.
4. Принцип формирования элементарного освоения явлений языка
5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.
6. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
7. Принцип обеспечения активной языковой практики. Для формирования речевого этикета необхдима развивающая  речевая среда. Условия помогающие детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь)
Образцы обращения к взрослым («Скажите, пожалуйста», «Хотите посмотреть»).
В самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом ( «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Стыдно драться! Ты уже большой»).
В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.  На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.
Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов (у платья рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом). Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце, стул-табурет-скамеечка, шуба-пальто-дубленка).
Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т.п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты. Звуковая культура речи основана на обучении детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-з-ц.
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.
     Грамматический строй речи заключается в  согласовании прилагательных с существительных (роде, числе, падеже) и  умении употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Необходимо помогать детям употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.
Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в лес и увидим  белку, ежа и зайца»).
Развивать диалогическую форму речи. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов также важно для речевого этикета.
Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи».
Помогать доброжелательно общаться друг с другом.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.
Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения обязательно в условиях вашего современного мира.
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
Освоение правил речевого этикета дает будущее следующим покалениям от взрослых к детям, от народов к народу. 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»