Конспект открытого мероприятия непрерывной образовательной деятельности
в старшей логопедической группе «Радуга»
в старшей логопедической группе «Радуга»
Весёлое путешествие по Африке
Николаенко Галина Ивановна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 78
комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Использование современных образовательных технологий:учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 78
комбинированного вида
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
1. Здоровьесберегающие технологии (равномерно распределять различные виды деятельности, мыслительную и двигательную активность, профилактика нарушений зрения и осанки).
2. Технологии использования в обучении игровых методов.
3. Обучение в сотрудничестве (учить ребят добиваться единой цели, работая в группе).
4. Исследовательские методы в обучении (проводить мероприятия, направленные на совершенствование умения к самообразованию детей, учить понимать изучаемую проблему и находить пути её решения ).
5. Информационно – коммуникационные технологии (расширять разнообразие содержания образования).
Цель: обобщить и закрепить с детьми группы знания о животных Африки.
Задачи:
Коррекционно – образовательные.
1. Развитие словаря.
- закрепить и расширить словарь детей по теме: «Животные Африки»;
- расширение, уточнение, актуализация словаря по теме;
- закреплять умение отгадывать загадки;
- расширить объём правильно произносимых существительных, прилагательных, глаголов по данной лексической теме;
- обогатить активный словарь относительными и притяжательными прилагательными;
- закреплять навыки словообразования и словоизменения;
- закреплять навык употребления имён существительных множественного числа в родительном падеже;
- закреплять навык употребления предлогов: на, из, из –за, под;
1. Развитие фонетико – фонематической стстемы языка и навыков языкового анализа и синтеза.
- Совершенсвование фонематического восприятия, навыков звукового анализа: закрепить навык звукового анализа слов – названий животных Африки;
- закрепить правильное произношение сформированных звуков в свободной речи;
- автоматизировать поставленные звуки в игровой деятельности.
- воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением;
- развивать ритмичность речи и её интонационную выразительность.
- воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание;
- совершенствовать умение отвечать на вопросы, вести диалог;
- Совершенствовать умение « оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
- развивать слуховое и зрительное внимание, память в игровых упражнениях.
- развивать мышечный тонус детей;
- развивать координацию движений, формировать правильную осанку;
- обогащать двигательный опыт разными движениями.
- воспитывать желание и навыки сотрудничества в игре и в совместной деятельности;
- воспитывать доброе отношение к миру животных, бережное отношение к животным;
- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
- наглядные (показ, демонстрация)
- словесные (чтение стихов, диалоги)
- игровые (речь с движением, конструирование с использованием модулей игрового пространства, сюрпризный момент)
- личностно – ориентированная модель;
- игровая деятельность;
- здоровьесберегающие технологии: динамическая пауза.
Раздаточный материал: фигурки животных, пазлы животных жарких стран, картинки с изображениями животных Африки, глобус, ширма «Африка», игрушки попугай и обезьяна, очки, шляпы.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Лог.: Поздоровайтесь с гостями.
II. Основная часть занятия.
Лог: - Ребята! Смотрите, кто это к нам прилетел? Нам попугай принес посылку. Вам интересно узнать, что лежит в посылке?
Дети: Да. Интересно.
Лог: - Чтобы её открыть, надо выполнить задания. Слушайте внимательно.
1. Ориентировка в пространстве.
(закреплять навыки ориентировки в пространстве, учить ориентировке в пространстве с точкой отсчета «от себя»)
Лог.: - Сделайте 2 шага вперёд, повернитесь налево, повернитесь направо, сделайте 1 шаг назад, повернитесь направо. Ключ !!! Посмотрите, наша посылка открылась. Что же там? (дети встают вокруг стола)
Дети: - Это глобус!
Лог.: - Глобус этот необычный. Если его покрутить, можно попасть в любую точку Земного шара.
Лог.: - А вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие?
Дети: Мы любим путешествовать.
2. Отгадывание загадки.
(развивать логическое мышление и слуховое внимание)
Логопед: Я загадаю загадку, а вы отгадайте, куда мы с вами отправимся.
- Самый теплый материк
Живописен и велик.
Тут живет среди саванн
много львов и обезьян.
Дети: Этот континент называется Африка!!
Логопед: - Правильно, мы отправимся с вами на очень жаркий континент.
Что вы знаете об Африке?
Дети: В Африке всегда очень жарко. Там жгучее солнце. И очень горячий песок. Там есть пустыни и саванны .В Африке много интересных животных.
Логопед: - Глобус я верчу, кручу,
Попасть в Африку хочу.
Логопед: Кто может показать Африку на глобусе?
(Дети показывают Африку)
3. Путешествие на самолёте.
( закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, развивать связную речь)
Логопед: - Давайте пофантазируем, на чем можно добраться до Африки?
Дети: - До Африки можно доплыть на корабле, долететь на ковре – самолете,
на воздушном шаре, на вертолете, на самолете.
Логопед: На чем быстрее добраться до Африки?
Дети: - На самолёте.
Логопед: - Давайте полетим на самолёте, но сначала надо самолёт построить.
(Дети из модулей строят самолёт)
Логопед: - К полёту готовы?
Дети: - Готовы.
Логопед: - Пилот, займите место. Пассажиры, пройдите в салон самолёта. Пристегните ремни. Наш самолёт набирает высоту. Глубокий вдох.. На выдохе поём УУУУУ!!!!!
Логопед: - Ребята, над чем мы пролетаем?
Дети: - Мы пролетаем над лесами, над морями, над городами,…
Логопед : - Как называется окошко в самолёте?
Дети: - Окошко в самолёте называется иллюминатор.
Логопед:- И вот наш самолет приземлился. На какой континент мы прилетели?
Д.: - Мы прилетели в Африку.
Логопед: - Ребята., выходите из самолёта. Полёт был долгим.. Давайте разомнёмся. (аудиозапись и движения детей под музыку)
4. Разминка.
(отрабатывать координацию движений, закреплять умение соотносить слово и движение)
Если долго, долго, долго (шагаем)
Если долго по тропинке
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать (имитируем езду на машине и бег)
То пожалуй, то конечно
То наверно, верно, верно
То возможно, можно, можно
Можно в Африку прийти!
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (разводим руки в стороны)
А-а, в Африке горы вот такой вышины,(поднимаем руки вверх)
А-а, крокодилы - бегемоты,(показываем пасть крокодила)
А-а, обезьяны - кашалоты, (имитируем движения обезьянки)
А-а - и зеленый попугай! (показываем хохолок попугая)
А-а - и зеленый попугай!
5. Беседа об экскурсоводе.
(развиваем связную речь)
Лог. (после разминки): - Ребята, нас встречает экскурсовод. А как вы понимаете, кто такой экскурсовод?
Дети: - Экскурсовод это тот, кто много знает и может много рассказать интересного .
Лог: Давайте поздороваемся.
6. Беседа об Африке (презентация)
(обогатить экспрессивную речь именами существительными, именами прилагательными, глаголами. Развивать связную речь. Обогатить знания детей об Африке).
Экскурсовод: Здравствуйте, ребята ! Африка – чудесная страна. Я вам о ней расскажу. Следуйте за мной.
(Идут к экрану. Дети стоят перед экраном. На экране картинки с видами Африки)
Африка очень жаркая страна. В ней есть пустыни и саванны. Что такое пустыня? Пустыни – от слова пусто. Там нет растений. Там один горячий песок. Саванны – это земля, покрытая не большим количеством травы, кустарников. В саванне есть одиноко стоящие деревья. В Африке живут люди с очень темной кожей и кудрявыми волосами. Как вы думаете, почему у людей тёмная кожа? Дети: - Чтоб не было солнечных ожогов. В саваннах Африки много необычных животных. А какие животные живут в ней, вы узнаете, отгадав загадки.
5. «Доскажи словечко» (посадить детей за столы)
(Развитие умения отгадывать загадки, подбирать нужные слова, отвечать на вопрос по содержанию литературного текста. Развивтие логического мышления и слухового внимания).
Экскурсовод.: - Давайте присядем и сыграем в игру «Доскажи словечко» и вы вспомните, какие животные живут в Африке. ( Отгадайте загадки. На наших рамках выложим столько смайликов, сколько слогов в слове – отгадке. Если вы правильно отгадаете, на экране поятся картинки - отгадки с изображением животных Африки. А теперь мы посмотрим, правильно ли вы отгадали и правильно ли определили количество слогов в слове. Если вы сделали все правильно, на экране появится картинка – отгадка.
В речке плавает бревно, Очень хочет есть оно
Пасть зубастую открыл
Злой, зелёный ... крокодил.
- Длинный хобот вместо носа
И огромными ушами машет, словно парусами,
Этот добрый великан
Житель дальних жарких стран,
Фруктов может съесть 5 тонн
Добрый африканский … слон.
- В Африке толстяк живёт
В зной весь день сидит в воде,
Думает лишь о еде.
Травку тоннами жует ненасытный … бегемот.
- Бурая большая кошка
Грудь и плечи широки,
Очень острые клыки.
У самца большая грива
И осанка горделива.
В Африке он царь зверей.
Только слон его сильней … лев.
- Узнать его нам просто, узнать его легко:
- В Африке живёт, траву жуёт.
- Апельсины и бананы очень любят… обезьяны.
(развитие грамматических категорий, закрепление навыка употребления имён существительных множественного числа в родительном падеже)
Экскурсовод: – Я вам предлагаю построить джип. (Дети трансформируют самолёт в джип). Продолжаем наше путешествие на джипе. Джип везёт нас по саванне. ( «едем по саванне», у первого ребёнка руль в руках) .
Экскурсовод : - Чтобы яркое солнце не слепило глаза, наденьте солнечные очки и не забудьте надеть шляпы. Посмотрите налево, посмотрите направо, посмотрите вперёд. Кого вы видите?
Дети отвечают: Я вижу стадо бегущих слонов, я вижу пьющих антилоп на водопое, я вижу караван идущих верблюдов, я вижу семью лежащих львов, я вижу жующих жирафов,… (проговаривание с разными интонациями и высотой голоса)
7. Диалог «Слон»
( закрепление навыка ведения диалогической речи, развитие связной речи)
Логопед : Ребята, посмотрите, кого мы с вами видим? А сейчас к нам в гости пришел говорящий слон. Давайте выйдем из машины и считалкой выберем, кто будет говорящим слоном, и кто будет с ним разговаривать. ( игрушка слон на руке у логопеда)
Считалка про Африку.
По Африке гуляет слон.
Выходи из круга вон.
Диалог «Слон»
- Здравствуй, слон!
Ты что не весел?
Почему ты нос повесил
Почему твой длинный нос
До земли почти дорос?
Слон подумал и ответил:
- Нос мне очень нужен, дети!
- Вот как? Нужен? А зачем?
Я ведь очень много ем!
Длинный нос еду берёт
И кладёт мне прямо в рот!
Он поможет мне напиться,
И за ветку зацепить
Может он служить рукой –
Вот полезный он какой!
Слон: - Ребята! У меня чешутся спинка и живот. Давайте вместе сделаем массаж.
8. Игровое упражнение « Массаж «Африка»
(развитие координации речи с движением)
(выполняют дети вместе с логопедом и экскурсоводом)
У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
( хлопают по всему телу ладонями)
На лбу, на ушах, на шее, на локтях.
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваются до частей тепа)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щиплют себя, как бы собирая кожу в складки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях.
Есть на носах, на животах, коленях и носках. И большой хобот.
(Изображают рукой хобот)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(проводят ребрами ладони по телу)
На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носах, на животах, коленях и носках.
А еще у зебры есть копытца (изображают бег зебры)
А у льва есть шерстка, шерстка, шерстка, шерсточка везде.
( поглаживают себя, разглаживая шерстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях. Есть на носах, на животах, коленях и носках.
И большая грива на голове.
(изображают гриву раздвинутыми пальцами рук)
9. Игра «Озорная обезьянка»
(развитие грамматически категорий, отрабатывание навыка употребления предлогов на, за, из – за, с)
Экскурсовод: -Мы немножко отдохнули. Снова садимся в машину и едем. И вот следующая остановка. Это, ребята, оазис. Зелёный уголок в пустыне. (Дети стоят перед ширмой).
Логопед: - Как называется это красивое дерево? Кто прячется за пальмой? Дети: - За пальму спряталась обезьяна. (отрабатываем употребление предлогов): на пальме сидит, с пальмы спрыгнула, под пальмой сидит, с ветки на ветку прыгает, перепрыгнула через ветку, сидит перед пальмой)
Логопед: - Обезьянка просит вас поиграть с ней в живые звуки.
10. Д/И «Живые звуки»
(закрепление навыков фонематического анализа и синтеза)
Логопед: - Составим сначала слово слон.
- Кто хочет быть первым звуком, вторым, третьим, четвёртым
- Гласный звук, сделай шаг вперед, согласные звуки – подпрыгните на месте. - Сколько в слове гласных, сколько согласных, сколько всего звуков в слове слон?
Логопед: - Составим слово тигр (работа проводится аналогично)
11. Игровое упражнение с мячом. «Почему так говорят?»
( обогащение экспрессивного словаря, развитие логического мышления)
Экскурсовод: - Ребята, наше путешествие продолжается. Представьте, что мы идем пешком по пустыне. Встаньте в кружок.
- Очень часто людей сравнивают с разными животными или с их поведением, внешним видом или повадками. Например, о каком человеке можно сказать:
« Львиная грива» (так говорят о человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа)
«Топает, как слон» (человек с тяжелой походкой)
«Обезьяньи ужимки» (человек, который любит кривляться)
«Черепаший шаг» (человек, который очень медленно ходит)
Экскурсовод: - Ребята, путешествие продолжается. Поехали дальше. Следующая остановка «Зоркий глаз».
- А сейчас подойдите к столу и присядьте на стульчики.
12. «Зоркий глаз».
(развитие зрительного внимания)
(На столе у каждого ребенка картинка, на которой нарисованы животные среди зарослей деревьев и кустарников)
Экскурсовод : Представьте, что мы с вами попали в заросли африканского леса. Кто – то плачет и зовёт на помощь . Вам надо внимательно рассмотреть картинки и найти животных, которые потерялись в этом лесу.
Дети: - Плачет слонёнок, он потерял свою маму слониху. Плачет львёнок, он потерял свою маму львицу. Плачет верблюжонок, он потерял свою маму верблюдицу, и т. д.
Экскурсовод: - Молодцы! Все верно! Посмотрите, к нам снова прилетел попугай! Он хочет чтоб вы определили лишнее слово.
13. Дидактическая игра «Определи лишнее слово».
(развитие грамматических категорий)
Логопед: жираф – высокий, копытный, пятнистый, рогатый (у жирафа нет рогов)
слон – большой, ушастый, горбатый, сильный (у слона нет горба)
бегемот – толстый, тяжелый, длинноносый, травоядный (у бегемота нет длинного носа)
носорог – опасный, маленький, толстый (носорог не маленький)
крокодил – хищный, зубастый, длинноногий ( крокодил не длинноногий)
14. Пазлы.
(развитие зрительного внимания и логического мышления)
(Проводит экскурсовод)
Дети собирают из пазлов картинки животных Африки.
Экскурсовод: - Молодцы. Собрали верно, а наклеим мы картинки позже, в группе
III. Итог занятия.
Логопед: - На каком континенте мы сегодня побывали? Давайте вспомним, о каких животных мы сегодня с вами разговаривали. (Дети перечисляют животных Африки). Молодцы. Вы хорошо отвечали, старались правильно произносить звуки. Наше путешествие подошло к концу, и мы летим в наш любимый детский сад.
Давайте попрощаемся с Африкой.
Дети:
- До свиданья, Африка!
Волшебная страна!
Здесь было интересно,
Прекрасно и чудесно,
Но нам домой пора!
Логопед: Обезьянка вас всех угощает бананами.