Речь является самым значительным приобретением раннего возраста
Каплина Мария Николаевна,
ГБДОУ 50
Калининского района Санкт-Петербурга
В последние годы мы наблюдаем увеличение количества детей с нарушением хода речевого развития.ГБДОУ 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Одним из главных факторов, влияющих на речевое развитие являются низкие показатели здоровья, в том числе и нервно-психические. Физиологически незрелые и с неврологической симптоматикой дети нуждаются в специальной психолого-педагогической помощи, направленной на предупреждение и преодоление нарушений в развитии речи. Избежать проблем в развитии речи можно с помощью психомоторного развития.
Речь в отногенезе появляется позднее других средств общения, когда экспрессивно-мимические и предметно-действенные средства общения достигли вершины. Первые слова адресованы взрослому, с которым ребёнок взаимодействует.
Этапы психического развития человека соответствуют определённому типу ведущей деятельности, которая оказывает на изменения в его психических процессах и психологических особенностях личности
Из этого следует, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в раннем детстве, то это может пагубно отразиться на его будущем, могут появиться внутриличностные и межличностные конфликты, разрешение которых будет сложным процессом, скорее не возможным.
С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. В педагогике под развитием речи понимают психофизический процесс.
Понятие психомоторики принадлежит к числу ведущих категорий современной общей специальной детской психологии и педагогики. Психомоторное развитие отражает главную особенность ребёнка в дошкольные годы жизни, его целостность, когда моторика и психика в неразрывном единстве. (Н.И. Озерецкий, М.М. Кольцова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.)
Первым кто отразил в своих работах взаимосвязь психики и моторики был Н.И. Озерецкий. Им были разработаны первые методики диагностических исследований психомоторики, с помощью которых исследуются отдельные компоненты движения: быстрота движения, ритм, динамическая координация и многое другое.
Психомоторика - это связь таких психических процессов как речевых, познавательных и эмоционально-волевых.
В современной психологии нет сомнений относительно того, что процесс развития человека обусловлен ка биологическими факторами так и социальными. Социальная среда выступает в качестве источника и основного фактора развития высших психических функций.
Специфика детского развития происходит путём присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
На самых ранних этапах развития ребёнка в развитии психомоторики особую роль играет двигательный компонент. Любое движение выполненное ребёнком, является для него живым опытом. Происходит связь между двигательной и познавательной сферой. И не только первые сознательные ощущения и мысли порождаются у ребёнка движениями, но и далее двигательная активность способствует работе мозга.
Из этого следует, что задержка в развитии двигательной сферы сопровождается запаздыванием в становлении высшей нервной деятельности.
Овладение движениями играет важную роль в физическом развитии ребёнка, обеспечивая становление самостоятельности и относительной независимости от взрослых.
Влияние моторики на развитие психики в отногенезе отмечают многие исследователи. Двигательные функции обеспечивают организацию различных видов восприятия, которое является регулятором разнообразных практических действий.
На развитие двигательной сферы большую роль играет сенсорная система, прежде всего зрение. Сосредоточение на предмете, рассматривание его, слежение за перемещением развиваются раньше, чем возникают первые движения по направлению к предмету. И дальнейшее развитие движений осуществляется с учетом и под контролем двигательных сенсорных систем.
Роль движении в развитии человека а особенно в развитии жизни детей трудно переоценить. Посредством движений ребенок познаёт окружающий мир, взаимодействует с ним. Двигательные возможности могут достичь совершенства в таких тонких точных движениях ка письмо. Рисование, игра на музыкальных инструментах.
Ведущей деятельностью, является игра. А игровая деятельность заключается в движениях: во взаимодействии с взрослыми, в манипуляциях с игрушками, с окружающими предметами. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие.
Познание окружающего мира посредством движения характеризует психологические и возрастные особенности детей первых трёх лет жизни.
Соответствие показателей основных движений возрастным нормам, одно из свидетельств правильного нервно-психического развития ребёнка раннего возраста.
Отмечается, что именно в движениях начинают просматриваться первые ростки смелости выносливости и нерешительности ребёнка, которые в будущем станут формой проявления этих и других качеств личности.
Следует отметить, что именно положительные эмоции, по мнению, возникающие у ребёнка при движении, являются стимулом к их повторению, что является необходимым условием овладения ими. Отсутствие необходимых движений приводит к эмоциональной вялости, дефицит движений приводит к возникновению стереотипных двигательных актов (раскачивание тела, сосание пальцев и др.) которые быстро становятся автоматическими и разрушить их очень сложно.
Движения и речь совместно с органами чувств выступают важнейшим среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребёнком предметным миром. В случае каких-либо органических или функциональных нарушений в центральном и периферическом отделах речевого аппарата возникают различные моторные трудности, которые в дошкольном возрасте препятствуют нормальному овладению произносительной стороны речи, а в последующие периоды к различным её расстройствам.
С другой стороны формирование самой двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи
При наличии у ребёнка нарушения речи развитие моторных функций будет тоже страдать.
Многие исследователи подчёркивают взаимосвязь психического и моторного развития. С одной стороны двигательная активность является одним из главных существенных факторов, влияющих на развитие психики ребёнка, с другой стороны способность управлять движениями своего тела находятся в огромной зависимости от его психического развития.
Психомоторные возможности ребёнка зависят от возрастных особенностей развития ряда психических функций таких как сенсомоторных, мышечно- двигательных ощущений и восприятий, памяти , мышления и внимания.
На формирование психомоторных способностей оказывают не только психофизические задатки условия жизни и воспитания и деятельности, но и психологические свойства личности (интересы и склонности) которые непосредственно к способностям не относятся.
Психологические особенности и развитие речевых и коммуникативных особенностей ребенка раннего возраста зависят от достаточного уровня фонематического слуха и артикуляционной моторики, без которых ребёнок не сможет овладеть нормальным звукопроизношением и звуковосприятием речи окружающих. Практические рекомендации Необходимо корректировать и формировать коммуникативные навыки при помощи развивающих и психологических занятий с использованием игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр, элементов кукло-терапии и арт-терапии.
Для развития речи необходимо:
1. Удовлетворение потребности ребёнка в общении со сверстниками и детьми разного возраста. Включение детей в совместно-игровую деятельность со взрослыми и ровесниками.
2. Предоставление детям различного рода образовательного материала: дидактический материал, книги, игрушки, настольно-печатные игры, предметные картинки, пальчиковый театр и многое другое.
3. Проведение различных развивающих игр и пальчиковой гимнастики по развитию речи, способствующей координации движения. 4.Использование продуктивно-творческих заданий, способствующей развитию мелкой моторики рук. 5.Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, способствующей осознанию ими важности совместной деятельности с детьми.