Дружеская встреча с родителями.
Говорят дети
Угляница Валентина Анатольевна
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.Задачи:
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей 3-4 лет;
- познакомить с речевыми играми, в которые можно играть дома;
- вовлечь родителей в педагогический процесс жизни группы.
Ход встречи
Родители проходят в группу, рассаживаются на стульчики по кругу.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что Вы откликнулись на наше приглашение встретиться.
Начать нашу встречу мы хотим с игры и приглашаем всех встать в дружный круг.
Игра «Солнышко»
Цель: сплочение родительского коллектива, снятие эмоционального напряжения.
Родители и воспитатель становятся в круг. В руках у воспитателя мягкая игрушка (мишка). Воспитатель: «Меня зовут (имя отчество воспитателя). Я рада видеть всех Вас и Вас (поворачивается к соседке слева, передаёт игрушку)». Передавая игрушку, родитель обращается, к стоящему рядом, с такими же словами и т.д. Игрушка передаётся по кругу и возвращается к воспитателю.
Вступление:
Прошло уже полгода с того момента, когда ваши малыши стали воспитанниками детского сада. Первая половина года была посвящена эмоциональному и психологическому настрою ребёнка на детский сад. Дети привыкали друг к другу, к взрослым, которые их окружали, к обстановке в группе, к определенным правилам, предусмотренным детским садом.
Хочется услышать от Вас короткий рассказ о том, что изменилось, а может быть и нет, в Вашем ребёнке. Какие вопросы у Вас возникли после первого полугодия пребывания вашего ребёнка в детском саду?
1
Сегодня мы хотим посвятить нашу встречу речевому развитию детей.
В 3 года уже практически все дети начинают говорить. Речь ребенка в 3 года выглядит пока еще невнятной и непонятной чужим людям из-за того, что ребёнок еще недостаточно овладел своим речевым аппаратом. Если малыш плохо произносит или не умеет говорить некоторые звуки, не волнуйтесь – в этом возрасте это нормально, и логопед ему не нужен.
Как правильно помочь своему ребенку в этом возрасте, чему уделить внимание нам взрослым, о этом мы и хотим поговорить с вами.
Мы хотим предложить вам послушать речь наших детей, записанную на диктофон. (Родители слушают и узнают голос своего ребенка).
Игра «Вопрос – ответ»
Цель: получение информации от родителей по вопросам развития речи детей.
А сейчас мы предлагаем Вам ответить на вопросы:
- Поднимите руку те родители, которые считают, что их ребёнок говорит в соответствии с возрастными возможностями? (очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей);
- Предлагаем поднять руку тем, кто дома играет с детьми в игры, которые способствуют развитию речи?;
- Как часто Вы занимаетесь с ребёнком развитием речи дома? (каждый день; по возможности; по выходным);
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как можно развивать речь ребёнка трех-четырех лет.
Вывод: Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Как развивать речь ребенка
- Помните: богатая, чистая и правильная речь ребенка развиваться будет только благодаря общению с взрослыми. Важно, чтобы вы проявляли максимум терпения для объяснения новых названий предметов, событий, необычных явлений в доступных малышу словах.
- Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.
- Развитие речи ребёнка в 3 года – это речевая живая игра и творческое речевое общение с взрослым.
- Играя можно правильно развивать речь ребёнка. Главное подобрать интересную игровую форму
Мы хотели бы вам предложить и рассказать о некоторых играх, в которых развивается речь ребёнка и в которые вы могли бы поиграть дома.
Игра должна быть развивающая, обучающая, увлекательная для взрослого и ребёнка.
В первой игре, которую мы хотим вам предложить ребенок, играя, будет учиться соотносить местоимения с существительным.
Обратите внимание, чтобы у вас в наборе были игрушки разных родов, например:
- мужской род – мой мячик, самосвал, мишка;
- женский род – моя скакалка, пирамидка;
- средний род – моё колесо, ведро, солнышко;
- множественное число – мои кубики, матрёшки.
Вы предлагаете ребёнку поиграть в игрушки, раздавая игрушки поровну: одну игрушку – ребёнку, а другую – себе. Теперь игрушек у вас и ребёнка поровну, например по три. Ребёнку и взрослому надо запомнить, где, чья игрушка. Затем все игрушки складываются в непрозрачную коробку или в красивый «чудесный мешочек» из плотной ткани. Взрослый достает из мешка первую игрушку и спрашивает про неё: «Это чей котенок?». А ребёнок отвечает: «Это мой котенок», если это его игрушка. Если ребёнок не ответит, то игрушка остается у взрослого. Задача ребёнка вспомнить все его игрушки и правильно их назвать. Играя в эту игру в следующий раз, мы обращаем внимание на то, что в прошлый раз ребёнок назвал 2 игрушки, а сегодня назвал все, не пропустил ни одной. Какой ты стал внимательный!
В этой игре развивается не только речь ребёнка, но и внимание, а также память, ведь потом вы сможете брать не 6, а 8 игрушек и даже по желанию больше.
В следующей игре мы будем учиться правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между.
Научить ребёнка правильно употреблять эти предлоги просто.
Для игры возьмите пять предметов. Один положите на коробку, два – около коробки, один – в коробку, один – под коробку. Ребёнку нужно запомнить, где что находиться. Закройте платком ваши игрушки и коробку и спросите ребёнка: «Где спрятался ёжик/белочка и т.д.» Можно загадать загадку «Он белый, пушистый, с длинными ушами. Где он сидит?» Уберите платок и проверьте. Отгадав, ребёнок берет себе игрушку.
Преимущество занятий с детьми дома в отличие от занятий в группе детей в том, что мама всегда может подстроиться под своего ребёнка, подольше задержаться на том, что вызывает у него сложности. Если ребёнок не ошибается в предлогах «под» и «около», путается в предлогах «На» и «в» - то в нескольких играх используйте только эти два трудных для ребёнка предлога, пока он не перестанет ошибаться. А затем уже введите в речевую игру все 4 предлога.
3
«Сказка про язычок»
Целью игры является знакомство ребенка с органами, задействованными в создании речи – небом, губами, гортанью, языком.
Для занятий вам понадобится зеркало. Время занятий (5-10 минут)
Расскажите малышу рассказ про язычок.
Он живет во рту и очень любознателен, любит высовываться наружу и смотреть в разные стороны (при этом следует двигать языком вверх, затем вниз, по кругу, влево — вправо). Еще язычок любит прятаться и дразниться – высовываться, а затем убегать за зубки, нижние и верхние, делаться узким или широким. Вместе с малышом поиграйте перед зеркалом — постройте разные рожицы и покривляйтесь.
Рекомендация: приобрести книгу «Сказки веселого язычка» (по желанию)
4
Многие родители думают, что речь ребёнка может развивать просмотр «развивающего мультика» - это миф. Любой мультик может развивать речь только одним способом: если взрослый смотрит мультфильм вместе с ребёнком, а после него организовывает с малышом игры по его сюжету.
Действительно, развивает ребёнка только его активная деятельность, когда он сам лепит, строит, играет, экспериментирует, беседует, придумывает, а не пассивное сидение у экрана. Речь ребёнка развивается только в живом общении с окружающими ребенка людьми.
Это всего лишь маленькая часть тех игр, в которые можно играть с ребёнком дома и развивать его.
Работа на мольберте (выкладывание цветка с высказываниями родителей)?
Как вы думаете через что можно ещё развивать речь ребёнка?
СКАЗКИ « прочитали и попробовали её рассказать с помощью подсказок взрослого (вопросы, начало фраз) для игрушки, сочиняем небольшой рассказ из 3-5 предложений по серии картинок – что сначала, что потом. Ребёнок в три года не может построить предложение, а тем более связать их в текст. Поэтому связки между предложениями задает взрослый. Он говорит начало фразы, а малыш её продолжает. Например: «Однажды медвежонок … Там он встретил… И они стали…»
Игра «Отгадай сказку».
- Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть….. (Колобок)
- Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (Репка)
- Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (Теремок)
- Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деда не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (Курочка Ряба).
Кроме сказок читайте детям стихи, потешки, загадывайте загадки.
СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ
Например:
Кто больше действий назовет. Что умеет делать котенок …. Мяукает, подпрыгивает, ласкается, играет с фантиком, спит.
Кто больше признаков назовет. Цыпленок, какой? Желтый как солнышко, робкий или смелый, маленький, пушистый, красивый, веселый и т.д.
Добавь слово. Я научился стол … (накрывать), посуду на столе… (расставлять), крошки … (сметать), ложки … (раскладывать).
МЕЛКАЯ МОТОРИКА РУК
Развивайте у ребенка мелкую моторику рук. Дело в том, что в головном мозге центры, отвечающие за речь и координацию пальцев рук, находятся рядом.
-Играйте в «пальчиковые» игры;
-учите застегивать пуговицы, завязывать шнурочки;
-собирайте камешки;
-рисуйте в воздухе, на ладошке или песке;
-позвольте перебирать малышу горох;
-прищипывайте прищепки;
-наматывайте нитки.
Для общения можно использовать любой удобный момент. Готовите на кухне или моете посуду, а ребёнок крутится рядом, предложите ему поиграть. Например, в игру « назови предмет», «найди предмет», «у какого какие детёныши»?
Во время прогулок больше рассказывайте обо всем, что видите вокруг.
- Поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
- В какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
- Какое сейчас время года?
Покормите птиц.
Загадайте загадку.
Вспомните песенку или прочитайте стихотворение.
Родители, уделяйте дома большое внимание развитию речи ребёнка и больше общайтесь с ним. Читайте ребёнку сказки, стихи, загадки, разучивайте их.
На память о нашей встрече мы хотим подарить Вам буклеты «Говорят дети».
Включается аудиозапись «В каждом маленьком ребенке…»