Пение в детском саду
Шафигулина Надия Галемдяновна
Пение - основной вид музыкальной деятельности ребенка.Песня позволяет человеку не только выразить свои чувства,передать свое внутрннее состояние,но и вызвать у других соответствующий эмоционалный отклик,который созвучен с передаваемым настроением исполнителя.Песня учит и воспитывает человека.И крылатые слова А.В.Гоголя "Под песню пеленается,женится и хоронится русский человек" тому вечное потверждение,так как песня сопровождает человека всю жизнь.Недаром психологи утверждают,что сейчас многие дети страдают эмоциональной глухотой,часто бывают жестокими и равнодушными,оглушенными средствами массовой информации,несущими бездуховность и низкую культуру.Именно песне принадлежит роль "душевного катализатора". "...в песне есть нечто воспитывающее душу и,в особенности,чувство",-говорил К.Д.Ушинский.
Анализ действующих в настоящее время программ "Воспитание в детском саду" и "Детство" показывает что в традиционной методике музыкального воспитания детей дошкольного возраста уделяется недостаточное внимание организации пения,не разработаны приемы,направленные на развитие индивидуальных вокальных данных ребенка,нет целостности системы развития певческих способностей детей.Целью настоящей работы является совершенствование сложившейся в детском саду методики работы над пением.
Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо,четко,внятно,с любовлю и настроением,с большой самоотдачей, т.е. наиболее ярко выразить себя в песне.
Песня - яркая и образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному,доброму и,порой,убеждает его сильнее чем информация полученная другим путем.Я стараюсь брать те песни,содержание которых отражают круг интересов ребенка.Это в равной степени относится как к младшему,так и старшему возрасту.Но в старшем возрасте интерес к песне и желание ее спеть не только на занятии,но и в повседневной жизни носит более осознанный характер.
Нередко на прогулках и в группе дети играют в "концерт по заявкам",поют песни,разученные не только на музыкальном занятии,но и услышанные по радио и телевидению,звучащие в быту.Детям,известно,свойственно подражание взрослым,и они подражают: солистам,исполняя песни по одному : ансамблям,собираясь в группы а подключая свою игровую деятельность,с удовольствием инсценируют песню,заранее распределив роли.
Именно песни,по содержанию доходчивые и понятные ребенку,вызывают у него живой интерес,яркий эмоциональный отклик и огромное желание исполнять песню,выражая в ней свои чувства и настроения.
Актуальность данной работы обусловлено той ролю которую играет хоровое пение в развитии ребенка.Искусству хорового пения обучают в яслах,детском саду,школе,специальных учебных заведениях,различных кружках,студиях,хоровых коллективах и ансамблях. Д.Б.Кабалевский образно назвал песню,марш,танец "тремя китами",на которых строится музыкальная структура.
Учитывая все это,используя свои знания и опыт,я занимаюсь вопросами пения,культуры исполнения песни,развитием и расширением певческих возможностей детей старшего дошкольного возраста,беря за основу старшую (подготовительную) к школе группу детского сада.К этому возрасту дети уже обладают определенными вокальными навыками,их певческий диапазон достаточно расширен,дыхание укреплено,они вполне владеют осмысленным и осознанным пением.
1.Значение музыки и пения в жиэни ребенка
"...Для ребенка голос - это первейший и самый доступный инструмент". Л.Стаковский
Деятельность музыкального руководителя детского сада связана с воспитанием детей средствами музыки,приобщением их к миру прекрасного,формированием у них основ музыкальной культуры. Д.Б.Кабалевский писал: "Значение музыки далеко выходит за пределы искусства.Так же как литература и изобразитеьжное искусство,музыка решительно вторгается во вце области воспитания и образования,является могучим средством формирования духовного мира ребенка".
Музыка играет важнейшую роль в становлении личности в период рго развития.Музыка для ребенка,по словам педагога-музыканта Н.А.Ветлугиной,- мир радостных переживаний.Она бызывает у детей эмоциональный отклик,взволнованность,стремление к дейстию.
"В найболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства,эмоции,настроения" - писал видный психолог Б.М.Теплов. "Доказано,что музыка,которую слушает или поет будущая мать,оказывает влияние на самочувстие ребенка а может уже и формирует его вкусы и предпочтения".
Пение принадлежит к тому виду искусства которое можно назвать самым массовым и доступным.Многие передовые общественные деятели высоко оценивали роль пения в жизни человека. Н.Г.Чернышевский относил пение к "высшему,совершеннейшему виду искусства" и подчеркивал что пение "первоначально и существенно подобно разговору". По сути,песня-это синтез слова и музыки. П.П.Белинский в бопросах музыкального воспитания предлагал идти не от музыки к ребенку а на оборот, "от ребенка с его переживаниями,настроениями и естественным творчеством к пению и через пение к музыке".
Хочется отметить опыт знаменитого венгерского композитора и педагога З.Кодая и его последователей.Оч придавал особо важное значение хоровому пению во всей системе образования - в детском саду,в школе,в бысшем учебном заведении.Человеческий голос,считает Кодай, - это прекрасный и доступный каждому музыкальный инструмент а пение создает самые благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры.Так же Кодай считает пение необходимым видом деятельности,поскольку разучибание мелодий "путем их вокального воспроизведения развивает способность слухового музыкального восприятия".
Видный ученый и психолог В.М.Бехтерев одним из первых заговорил о необходимости воспитания детей средствами музыки.В своих работах,посвященныхпериоду "первого детства" он писал что музыка является благоприятным среством для развития внимания,ощущений чувственной сферы.Он полагал что от "правильно организованного" музыкального воспитания с раннего детства в значительной мере зависит нравственно-эстетическое развитие человеческой личности.
Концепции выдающихся отечественных психологов и педагогов служат основой для теории и методики воспитания детей средствами музыкального искусства.
2.Возрастные особенности слуха и голоса детей старшего дошкольного возраста
Доктор Е.И.Алмазов,изучающий природу детского голоса,в своих исследованиях отмечал что общее развитие ребенка на шестом году жизни,совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности.Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты.Связки короткие.Звук слабый,он усиливается резонаторми.Грудной (низкий) резонатор развит слабее чем головной (верхний) потому голос у детей 5-6 лет несильный,хотя порой и звонкий.Следует избегать форсирование звука во время которого у детей развивается низкое,несвойственное им звучание. Действительно,дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до). Низкие звуки звучат более напряженно,потому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой т.е. такие песни в которых бстрчается больше высоких звуков а низкие должны быть проходящими.Удобными (примарными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются (ми) фа-си.менно в этом диапазоне звучание наиболее легкое,ествественное.Збук до первой актавы звучит тяжело,напряженно,поетому его лучше избегать.
Уровень общего музыкального развития,в чатности уровень развития мелодического слуха,музыкальной памяти,певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста очень разнороден.Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков,но есть ещё и те кто поет монотоно,низко или высоко но фальшиво.Это говорит о том что у ребенка ещё не сформирована координация слуха и голоса т.е. взаимодействие певческой интонации и слухового,мышечного ощущения. Исследование взаимосвязи слуха и голоса ведутся многими учеными.Тот же доктор Е.И.Алмазов подчеркибает особое значение развитого слуха для правильной вокальной интонации.Анализируя несовершенное качество детского пения,он называет причины плохого интонирования (дефекты слуха,больное горло,отцуцтвие связи между слухом и голосом) и говорит о необходимости своеврменных врачебных осмотров и лечения различных заболеваний.
Певческое звучание,ввиду неполного смыкания голосовых цвязок и колебания только их краев,характеризуется легкостью,недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения,прежде всего учета и изучения певческого диапазона звучания детского голоса.