Использование прищепок в сенсорном воспитании
детей дошкольного возраста
Бушуева Юлия Владимировна,
воспитатель ГБОУ ОДОД школы № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
В сенсорном воспитании сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребёнка. В процессе сенсорного воспитания у детей формируются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь, воображение, что является предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – игровой, продуктивной, трудовой предметной.воспитатель ГБОУ ОДОД школы № 13
Приморского района Санкт-Петербурга
Занятия по сенсорному воспитанию направлены на развитие зрительного восприятия и внимания, подражания, формирование целостного образа предметов, на развитие тактильно-двигательного восприятия, на развитие слуховой памяти и внимания и т.д. в задачи обучения и воспитания входит:
- Учить детей обследовать предметы зрительно-тактильно(при обследовании объёмных предметов) и зрительно-двигательно (при восприятии плоскостных форм или объектов);
- Учить выделять и называть основные цвета и формы;
- Формировать у детей координацию руки и глаза;
- Учить детей производить выбор по величине по слову («Дай большую прищепку», «Возьми маленький круг»);
- Учить детей воспроизводить пространственные отношения между элементами при конструировании по подражанию и по образцу (низу, вверху, рядом, посредине) и т. д.
Игры с прищепками помогают установить контакт с детьми, вызвать доверительные отношения к взрослым и сверстникам. В ходе таких игр развивается эмоционально-волевая сфера детей, ведь прищепки в форме «крокодилов» умеют широко открывать «пасть» и могут «Укусить» за пальчик.
Данные игры помогают актвизировать речь, обогатить ее новыми словами.
Игры с прищепками можно использовать использовать с самого раннего возраста, делая поделки совместно или по показу и сопровождая работу чтением стихов или беседой, с учётом способностей каждого ребёнка.
«Солнышко»
Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнату.
Мы похлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
А. Барто
Вариант игры: ребёнку даются круг жёлтого цвета и прищепки двух цветов. Предлагается по образцу выбирать только жёлтые прищепки и прикреплять их к кругу.
Вариант игры: детям старшего дошкольного возраста можно предложить сделать «солнышко в разные времена года». Для этого предлагаются круги жёлтого и красного цветов, но разные по величине. Например, солнышко зимой светит, но не греет. Ребёнок выбирает маленький круг жёлтого цвета и короткие прищепки такого же цвета. Весной солнышко светит ярче, от его тепла тает снег, поэтому для солнышка мы выбираем круг большого размера и длинные жёлтые прищепки. Летом солнце печёт, оно очень теплое, люди загорают. Для летнего солнышка можно выбрать большой красный круг и чередовать жёлтые и красные прищепки. Осенью солнышко не такое жаркое, поэтому можно взять жёлтый круг и чередовать жёлтые длинные и короткие прищепки.
«Ёжик»
Ель на ёжика похожа:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
С.Я. Маршак
Вариант игры: ребёнку предлагаются плоскостные изображения ёжика и ёлки (из картона, фанеры и т.п.) на подставке. Дети прикрепляют прищепки к ёлке зелёного цвета, к ёжику – прищепки другого цвета. Можно предложить чередование прищепок по величине, по цвету, например ёлка зимой – чередование зелёных и белых прищепок. Ёжик осенью несёт на иголках разноцветные листики – предлагаются прищепки жёлтого, красного, оранжевого цветов. Можно предложить детям прикрепить необходимое количество прищепок или на ёлку прикрепить две прищепки, а на ёжика – на одну больше и т.д.
«Ёрш»
У реки камыши.
Расплескались там ерши.
Круг – постарше, круг – помладше,
Круг – совсем малыши.
Народна потешка
Варианты игры: дети совместно с педагогом из синих и голубых прищепок делают «озеро». Для этого используют круг или овал из картона большого размера голубого цвета, вокруг которого дети прикрепляют прищепки, чередуя их по цвету. В «озере» плавает рыба ёрш – плоскостное изображение рыбы на подставке. К «ершу» дети прикрепляют прищепки разных размеров, цвета, используют чередование по величине или цвету. Можно использовать чередование по материалу, из которого изготовлены прищепки, - пластмассовые или деревянные.
«Колокольчик»
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчик – цветы
Очень вежливы. А ты?
Е. Серова
Вариант игры: детям предлагается выбрать треугольник синего цвета, взять его за уголок, а к верхней стороне прикрепить прищепки синего цвета. Затем к уголку, за который держали треугольник, прикрепить зелёную прищепку, к ней ещё одну и т. д., как в предыдущей игре.
«Ромашка»
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одёжке.
Такие нарядные
Эти ромашки.
Вот-вот заиграют,
Как дети, в пятнашки.
Е. Серова
Вариант игры : детям предлагается из картонных кругов выбрать круги жёлтого цвета и к ним по кругу прикрепить белые прищепки (чередуя их по величине или прикрепив только нужное количество прищепок). Затем прикрепить к ромашке прищепку зелёного цвета, к неё ещё одну вниз – это будет стебелёк. К нижней зелёной прищепке прикрепить две, в правую и левую стороны, чтобы получилась подставка – травка, в которой растёт ромашка. К стебельку сбоку можно прикрепить ещё одну короткую зелёную прищепку- получится листик.
«Птичка»
Села птичка на окошко.
Посиди у нас немножко,
Подожди, не улетай.
Улетела! Ай!
А.Барто
Вариант игры: для изготовления птички понадобятся овал для туловища, круг для головы и прищепки. Круг и овал скрепляем прищепкой и получаем клювик. С другой стороны к овалу прикрепляем две-три прищепки – и получается хвостик. Снизу к овалу прикрепляем две прищепки – это лапки. Чтобы птичка могла стоять, к прищепкам – лапкам в горизонтальном положении прикрепляем по одной прищепке.
«Бабочка»
Сорвать цветок я захотел,
А он.. впорхнул и улетел.
Е. Серова
Вариант игры: детям предлагается выбрать овал любого цвета, к которому нужно прикрепить прищепки – крылья. Для этого ребенок выбирает прищепки разной величины. (спереди – длиннее, а сзади – короче) и цвета.
«Зайка»
Серый зайка, серый зайка,
От лисицы убегай-ка.
Долго по лесу скакал
И морозом белым стал.
Н. Нищева
Вариант игры: детям предлагается выбрать овал и круг белого (серого) цвета. Скрепив их прищепками справа и слева, мы получил лапки. Если прикрепить внизу к овалу две прищепки, то получатся ещё и лапки. Сверху к кругу (голове) прикрепляем ещё две прищепки – это будут уши. Зайчик готов. Зайчик из белых геометрических фигур и прищепок изготавливается для зимы, а из серых – для остальных времён года. В данном случае во время изготовления мы закрепляем представления детей, полученные на занятиях по развитию речи, ознакомлением с окружающим в практической деятельности.
Вариант игры: можно предложить детям разноцветные круги, овалы, прищепки и сделать смешного разноцветного зайца, зайца – фокусника.
«Личико»
Вариант игры: дети выбирают круги или овалы для лица. Сверху прикрепляют прищепки любого цвета и величины – это будут волосы. Далее, положив «лицо» на поверхность стола или пола, на нём из цветных камешков выкладывают глаза, нос, рот, брови, уточняя место расположения. Цвет, количество. Можно использовать природный материал – шишки, жёлуди, веточки.
«Разноцветные человечки»
Вариант игры: очень увлекательный вариант игры, дети быстро запоминают названия частей тела человека, их месторасположение, назначение, учатся сравнивать изготовленных человечков по цвету, форме, определять, кто выше, кто ниже и т.д. Разноцветные человечки способствуют воспитанию в детях толерантности. Терпимости. Дружелюбия. Конструирование человека помогает ребёнку в рисовании человеческого тела, учит в рисунке согласовывать части тела по величине. Для изготовления человечков детям предлагается выбрать геометрические формы и прищепки. Например, круг и квадрат скрепляются справа и слева прищепками – это руки. Внизу квадрата прикрепляются две прищепки – и получаются ноги. Чтобы человечек мог стоять, к прищепкам-ногам прикрепляются прищепки в горизонтальном положении – это стопы. И вот человечек уже готов. Он стоит и ждёт своего друга.
Вариант игры : «Построим детей парами на прогулку» (пары составляются по цвету человечков, по формам: мальчики – круг и квадрат или девочки – круг и треугольник; по росту и т.д.).
«Дети водят хоровод вокруг ёлочки» - человечки поют песни, рассказывают стихи. «У детей есть дома» - каждому человечку ребёнок строит домик, ориентируясь на цвет или величину своего человечка.