Развитие представлений об окружающем мире через проектную деятельность
Рукоданова Татьяна Викторовна
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Б.Шоу
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно он не может ответить на все интересующие его вопросы, ему необходима помощь взрослых. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешности обучения ребенка в школе.Б.Шоу
Интенсивное изменение окружающей жизни диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения на основе современных методов и новых технологий.
Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию МПД
- Развивает познавательный интерес к различным областям знаний
- Формулирует навыки сотрудничества
- Позволяет воспитывать активную творческую личность
Метод проектов я использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данный метод позволил мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития по возрастам.
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
Задачи обучения:
Совершенствование психических процессов:
Линии развития личности. Физическое развитие:
Социальное развитие:
Познавательное развитие:
Эстетическое развитие:
|
Задачи обучения:
Физическое развитие:
|
Проекты классифицируются |
по составу участников |
межгрупповые |
групповые | ||
индивидуальные | ||
по тематике | краткосрочные | |
по срокам реализации | недельные | |
долгосрочные |
организационный, в процессе которого педагог тщательно готовится к проведению проекта:
- разрабатывает идею и ставит задачу проекта,
- планирует основные этапы и структуру проекта,
- предварительно формирует проблему, выдвигаемую для решения,
- подбирает литературу, наглядный и дидактический материал,
- проводит опрос и оценку уровня знаний детей по тематике проекта и т.п.;
продуктивный, представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта:
- введение в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию),
- формулирование проблемы,
- совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности,
- непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом;
презентативный (подготовка и представление результатов деятельности);
итоговый, на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.
Примерная тематика проектов по возрастам
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
«Какие краски у осени». «Что нам нравится зимой?». «Весна-красна». «Овощи-фрукты». «Кто где живёт». «Зоопарк». «Помогаем птицам». «Игрушки». «Что такое транспорт?». «Моя семья». «Кто живёт в сказке?». «В гости к масленице». «Наша улица». «Насекомые». «Мой дом». «Чужие люди». «Как вести себя на улице». «Где живут витамины?». | «Что нам осень принесла?». «Рецепты здоровья». «Мамины помощники». «Зимние забавы». «Животные северных и жарких стран». «Где живут динозавры?». «Превращения воды». «Мои права». «Люди». «Как быть здоровым». «От кареты до ракеты». «В гостях у инопланетян». «Дом нашего города». «Путешествие в другие страны». «Китайские фонари». «Пасха». «Я и моя семья». «От куда пришла вода?». «Мы живём в России». |
Организация взаимодействия с родителями в ходе реализации проектов.
Самыми актуальными методами взаимодействия с семьёй являются:
- традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование, дни радостных встреч, дни диалога, оформление информационных стендов, буклетов).
- нетрадиционные (участие родителей в организации предметно-пространственной среды, совместная деятельность в группе, участие в творческих конкурсах, проектах, массовых мероприятиях, выставках, детских спектаклях).
Не для кого не секрет, что родители очень часто бывают пассивными, не желают участвовать в проводимых для них мероприятиях. Метод проектов позволяет вовлечь родителей в партнерские отношения, способствует выстраивание по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, что позволяет создать максимальные условия для личностного роста и индивидуального развития каждого ребёнка группы.
Как показывает практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Опираясь на полученные в ходе проекта знания, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, надо стараться создать атмосферу сотворчества детей и родителей. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.