Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие представлений об окружающем мире через проектную деятельность

Рукоданова Татьяна Викторовна
 
Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность.
Б.Шоу

 
       С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоятельно он не может ответить на все интересующие его вопросы, ему необходима помощь взрослых. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих успешности обучения ребенка в школе.
       Интенсивное изменение окружающей жизни диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения на основе современных методов и новых технологий.
       Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности.
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию МПД
  • Развивает познавательный интерес к различным областям знаний
  • Формулирует навыки сотрудничества
  • Позволяет воспитывать активную творческую личность
       Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую деятельность гораздо быстрее и глубже.
       Метод проектов я использую в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Данный метод позволил мне определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития по возрастам.
Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
Задачи обучения:
  • пробуждение интереса к предлагаемой деятельности;
  • приобщение детей к процессу познания;
  • формирование различные представления;
  • привлечение детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждение детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
 
Совершенствование психических процессов:
  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • формирование способности предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.
 
Линии развития личности.
Физическое развитие:
  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботиться о своём здоровье.
 
Социальное развитие:
  • формирование способов общения
 
 
 
 
 
 
 
Познавательное развитие:
  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач.
 
Эстетическое развитие:
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью.
Задачи обучения:
  • развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие специальных способов ориентации – экспериментирование и моделирование;
  • формирование обобщенных способов умственной работы и средств построения собственной познавательной деятельности;
  • развитие способности к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
  • развитие произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
  • потребности в создании собственной карты мира;
  • формирование навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
  • развитие умения выявления проблемы; самостоятельного поиска нужного решения;
  • формирование умения выбрать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
  • развитие умения самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
  • развитие осознанного отношения к своему здоровью;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
Социальное развитие:
  • развитие самопознания и положительной самооценки;
  • овладение способами внеситуативно-
личностного общения;
  • развитие высокого уровня коммуникативной компетентности;
  • осознание функций.
Познавательное развитие:
  • систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
  • развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Эстетическое развитие:
  • углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
  • овладение различными видами художественной деятельности;
  • развитие способностей к эстетической оценке.
 
 
 
Проекты классифицируются
 
по составу участников
межгрупповые
групповые
индивидуальные
по тематике краткосрочные
по срокам реализации недельные
долгосрочные
Основные этапы проведения проектов:
организационный, в процессе которого педагог тщательно готовится к проведению проекта:
 - разрабатывает идею и ставит задачу проекта,
 - планирует основные этапы и структуру проекта,
 - предварительно формирует проблему, выдвигаемую для решения,
 - подбирает литературу, наглядный и дидактический материал,
 - проводит опрос и оценку уровня знаний детей по тематике проекта и т.п.;
продуктивный, представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта:
- введение в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию),
- формулирование проблемы,
- совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности,
- непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом;
презентативный (подготовка и представление результатов деятельности);
итоговый, на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.
Примерная тематика проектов по возрастам
Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
«Какие краски у осени». «Что нам нравится зимой?». «Весна-красна». «Овощи-фрукты». «Кто где живёт». «Зоопарк». «Помогаем птицам». «Игрушки». «Что такое транспорт?». «Моя семья». «Кто живёт в сказке?». «В гости к масленице». «Наша улица». «Насекомые». «Мой дом». «Чужие люди». «Как вести себя на улице». «Где живут витамины?». «Что нам осень принесла?». «Рецепты здоровья». «Мамины помощники». «Зимние забавы». «Животные северных и жарких стран». «Где живут динозавры?». «Превращения воды». «Мои права». «Люди». «Как быть здоровым». «От кареты до ракеты». «В гостях у инопланетян».
«Дом нашего города». «Путешествие в другие страны». «Китайские фонари». «Пасха». «Я и моя семья». «От куда пришла вода?». «Мы живём в России».
Для развития личностных качеств воспитанников мы разработали проект «Портфолио индивидуальных способностей воспитанников». Данный проект позволил обратить особое внимание на детей, имеющих индивидуальные творческие проявления.
Организация взаимодействия с родителями в ходе реализации проектов.
Самыми актуальными методами взаимодействия с семьёй являются:
- традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование, дни радостных встреч, дни диалога, оформление информационных стендов, буклетов).
- нетрадиционные (участие родителей в организации предметно-пространственной среды, совместная деятельность в группе, участие в творческих конкурсах, проектах, массовых мероприятиях, выставках, детских спектаклях).
Не для кого не секрет, что родители очень часто бывают пассивными, не желают участвовать в проводимых для них мероприятиях. Метод проектов позволяет вовлечь родителей в партнерские отношения, способствует выстраивание по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, что позволяет создать максимальные условия для личностного роста и индивидуального развития каждого ребёнка группы.
Как показывает практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Опираясь на полученные в ходе проекта знания, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, надо стараться создать атмосферу сотворчества детей и родителей. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.  

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»