МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:
ФОРМА ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППАХ ДОУ С УЧЕТОМ ФГТ
(НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА)
АВТОР: Коробова Татьяна Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории,
ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург
Введение
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 9, п. 6.2), приказом Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 утверждены Федеральные Государственные Требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной Программы дошкольного образования. ФГТ фиксируют структуру основной общеобразовательной Программы и, кроме того, положения ФГТ являются основой структуры планирования образовательной деятельности.
Проблема планирования воспитательно-образовательной деятельности с учетом ФГТ в настоящее время является актуальной и в то же время одной из самых сложных задач, стоящих перед педагогами ДОУ. Представленная методическая разработка содержит:
1. Обоснование системы планирования воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ с учетом ФГТ.
2. Практический материал для составления Плана воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ с учетом ФГТ (на примере подготовительной к школе группы детского сада).
В данной методической разработке предлагается вариант планирования воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ с учетом ФГТ. Методическая разработка адресована методистам и воспитателям ДОУ.
Планирование воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ с учетом ФГТ
Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Что же такое управление? В энциклопедическом словаре приводится следующее определение: управление — это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей.
Планирование — ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой — один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя (применительно к группе ДОУ – воспитателя). План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ – основной документ, на основе которого строится деятельность педагогов.
Планирование - это целесообразная организация педагогического процесса, которая позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного функционирования и облегчить контроль. Планирование должно отвечать целому ряду принципиальных требований. В первую очередь, это - единство долгосрочного и краткосрочного планирования, осуществление принципа сочетания воспитательных и общеобразовательных целей, обеспечение комплексного характера планирования, сочетание стабильности и гибкости.
Планирование воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ будет эффективным, если соблюсти три главных условия:
- объективная оценка уровня знаний воспитанников группы в момент планирования;
- четкое представление тех результатов, уровня работы, которые к концу планируемого периода должны быть достигнуты;
- выбор оптимальных путей, средств, методов, которые помогут добиться поставленных целей, а значит, получить планируемый результат.
План воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ должен обладать строго продуманной структурой и содержанием. Однако в процессе его реализации возможны уточнение и корректировка в зависимости от объективных условий. Чтобы уменьшить количество таких поправок, следует учитывать при составлении плана принципы научности, оптимальности, комплексности, перспективности и коллегиальности.
В соответствии с ФГТ возможно выделить основные требования к планированию воспитательно-образовательной работы в группах ДОУ:
1.Комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса.
2.Решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
3.Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми (кроме игровой формы, это – коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно – исследовательская, трудовая, музыкально – художественная деятельность, чтение художественной литературы). Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
4.Ежедневно должна проводиться планомерная совместная образовательная деятельность воспитателей и детей, а также создаваться условия для самостоятельной детской деятельности с учетом ФГТ по следующим образовательным областям:
- Здоровье ( З )
- Физкультура ( ФК )
- Безопасность ( Б )
- Социализация ( С )
- Познание ( П )
- Труд ( Т )
- Коммуникация ( К )
- Художественное творчество ( ХТ )
- Чтение художественной литературы (Ч )
- Музыка ( М )
В соответствии с данными требованиями возможно применить следующую форму планирования воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ:
1.Программно-методическое обеспечение группы (указываются Базовая Программа и перечень Парциальных Программ, по которым на основании ООП ДОУ работают педагоги в данной группе).
2.Примерная интеграция образовательных областей при осуществлении образовательно-воспитательной работы (см. Приложение №1)
3.Комплексно-тематическое планирование (см. Приложение №2)
4.Перспективное годовое планирование (возможен – поквартальный вариант) по образовательным областям (с учетом Базовой и Парциальных Программ, с учетом возраста детей):
- Здоровье, в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям здоровьесберегающих методик: точечный массаж, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (см. статью "Физминутки нам нужны - для детей они важны!" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html ),релаксационные упражнения (см. статью "Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/98-2011-12-05-14-06-41/1459-2012-08-01-13-28-44.html) и т.д.
- Физкультура (в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям комплексов утренней и бодрящей гимнастик, подвижных игр, физминуток двигательно-речевых (см. статью "Физминутки нам нужны - для детей они важны!" http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1470-2012-08-12-09-54-47.html ) и т.д. )
- Безопасность
- Социализация
- Познание ( см. статью "Занимательные опыты для ознакомления старших дошкольников с неживой природой" , http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-pre-school/2448-2013-03-02-20-53-23.html )
- Труд
- Коммуникация, в этом разделе рекомендуется дополнительно отразить перспективное планирование по месяцам или по неделям упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики (см. статью "Пальчиковые игры - лучший способ развития мелкой моторики рук у дошкольников"
http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/89-2011-11-24-19-25-06/1460-2012-08-01-19-45-44.html) и т.д.
- Художественное творчество
- Чтение художественной литературы
- Музыка
5.Недельная циклограмма планирования ( В плане работы размещается только представленная обобщенная форма циклограммы, оформлять циклограмму еженедельно нецелесообразно, так как такая работа будет дублироваться Таблицей ежедневного планирования!), (см. Приложение №3)
6.Таблица ежедневного планирования (см. Приложение №4) и образец ее заполнения (см. Приложение №5).
Таким образом, пункты 1 - 5 оформляются в Плане работы однократно, в начале учебного года. В дальнейшем ежедневно воспитатели заполняют только Таблицу ежедневного планирования, что значительно сокращает временные затраты на оформление документации!
ВНИМАНИЕ! Практический материал в Приложениях для составления Плана воспитательно-образовательной работы в группе ДОУ представлен на примере подготовительной к школе группы детского сада.
Приложение №1
Примерная интеграция образовательных областей при осуществлении планирования образовательно-воспитательной работы с детьми 6-7 лет
Вид деятельности |
Базовая образовательная область (базовый вид деятельности) |
Периодичность |
Примерная интеграция образовательных областей |
|
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей |
Непосредственная образовательная деятельность |
Физическая культура |
3 раза в неделю |
ФК, З, Б, С, К, М, Т |
Познание (конструктивная или познавательно-исследовательская деятельность) |
1 раз в неделю |
П (констр.),П (познав.-исслед. деят.), П (ФЭМП), П (сенс.разв.), С, Т, К, ХТ |
||
Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора) |
1 раз в неделю |
П(кругозор), Б, С, К, Ч, ХТ, М, Т |
||
Познание (формирование элементарных математических представлений) |
2 раза в неделю |
П (констр.),П (познав.-исслед. деят.), П (ФЭМП), П (сенс.разв.), С, Т, К, ХТ |
||
Коммуникация |
2 раза в неделю |
К, Ч, Т, ХТ |
||
Знакомство с художественной литературой |
1 раз в неделю |
Ч, К, М, ХТ |
||
Художественное творчество Рисование |
1 раз в неделю |
ХТ, К, М, П (кругозор), Т |
||
Художественное творчество Лепка |
1 раз в 2 недели |
ХТ, К, М, П (кругозор), Т |
||
Художественное творчество Аппликация |
1 раз в 2 недели |
ХТ, К, М, П (кругозор), Т |
||
Музыка |
2 раза в неделю |
ХТ, К, М, П (кругозор), Т |
||
Режимные моменты |
Утренняя гимнастика |
ежедневно |
ФК, З, Б, К, С, М |
|
Комплекс закаливающих процедур |
ежедневно |
З, Б, К, С |
||
Гигиенические процедуры |
ежедневно |
З, Б, К, С |
||
Бодрящая гимнастика |
ежедневно |
ФК, З, Б, К, С, М |
||
Ситуативные беседы в режимных моментах |
ежедневно |
З, Б, К, С, П |
||
Познавательные беседы в режимных моментах |
ежедневно |
З, Б, К, С, П |
||
Дежурства |
ежедневно |
Т, З, Б, К, С |
||
Прогулки |
ежедневно |
З, ФК, Б, К, П, С |
||
Чтение художественной литературы в режимных моментах |
ежедневно |
Ч, Б, К, С, П |
||
Самостоят. деятельность детей |
Игра |
ежедневно |
ФК,З, Б, С, К, П, М, Ч, Т, ХТ |
|
Самостоятельная деятельность в уголках развития |
ежедневно |
ФК,З, Б, С, К, П, М, Ч, Т, ХТ |
Приложение №2
Комплексно-тематическое планирование
Период |
Тема |
Итоговое мероприятие |
||
1 квартал - ОСЕНЬ |
Сентябрь |
1 |
«День знаний» |
Групповой праздник «День знаний» (чаепитие с веселыми конкурсами и призами). |
2 |
«Русские народные промыслы» |
Выставка детского творчества: «Хохломские доски» (декоративное рисование по дереву). |
||
3 |
«Подарки природы» |
Выставка поделок из природного материала. Познавательная беседа «Лесные загадки». |
||
4 |
«Прогулки по Петербургу» |
Выставка детского творчества: «Осень в Летнем саду» (рисование). |
||
Октябрь |
1 |
«Моя улица» |
Выставка детского творчества: «Моя улица» (аппликация, рисование). Викторина «Правила дорожного движения» (с веселыми конкурсами и призами). |
|
2 |
«Веселая математика»
|
Вечер математических развлечений. |
||
3 |
«Здоровый образ жизни» |
Познавательная беседа «Растем здоровыми». |
||
4 |
«Осень»
|
Праздник Осени. |
||
Ноябрь |
1 |
«День народного единства» |
Вечер развлечений « Моя Родина – Россия». |
|
2 |
«Сказки Корнея Ивановича Чуковского» |
Выставка детского творчества: «Чудесное дерево» ( рисование + аппликация ). Викторина «Сказки Чуковского» (с веселыми конкурсами и призами). |
||
3 |
«Путешествие капельки воды» |
Выставка детского творчества: « Рыбы – водные жители» (рисование, лепка, аппликация, оригами). Познавательная беседа «Круговорот воды в природе». |
||
4 |
«Русские народные сказки» |
Выставка детского творчества: «Русские народные сказки» (рисование, лепка, аппликация, оригами). |
||
2 квартал - ЗИМА |
Декабрь |
1 |
«Сказки Пушкина» |
Вечер развлечений «Там, на неведомых дорожках…»
|
2 |
«Зимние виды спорта» |
Выставка детского творчества: «Зимние виды спорта» (рисование, лепка, аппликация). |
||
3 |
«Новый год»
|
Новогодний праздник. |
||
4 |
«Веселые мастерские»
|
Изготовление Новогодних открыток. Новогоднее украшение группы |
||
Январь |
2 |
«Портрет, пейзаж, натюрморт» |
Выставка детского творчества: «Зимний пейзаж» (рисование).
|
|
3 |
«Неделя сказки» |
КВН « Сказка» ( русские народные, авторские и зарубежные сказки). Выставка детского творчества: « Волшебные птицы» (рисование + аппликация). |
||
4 |
«Мой любимый город Санкт-Петербург» |
Вечер развлечений «Экскурсия по Санкт-Петербургу». |
||
Февраль |
1 |
«Зима» |
Познавательная беседа «Зима – волшебница». |
|
2 |
«Неделя книги» |
Выставка любимых домашних книг. |
||
3 |
«День защитника Отечества» |
Вечер развлечений «Папин праздник». Изготовление праздничных открыток. |
||
4 |
«Физкультура и спорт» |
Вечер спортивных развлечений «Папа, мама, я – спортивная семья». Выставка детского творчества: «Спортивные игры» (рисование, аппликация) |
||
3 квартал - ВЕСНА |
Март |
1 |
«Международный Женский день» |
Праздник «Концерт для мам и бабушек». Изготовление праздничных открыток. |
2 |
«Растения вокруг нас» |
Выставка детского творчества: «Цветы» (аппликация, оригами). |
||
3 |
«Мир насекомых» |
Выставка детского творчества: «Бабочки» (рисование, лепка, аппликация, оригами). |
||
4 |
«Птицы» |
Выставка детского творчества: «Павлин» » (рисование, лепка, аппликация, оригами). |
||
Апрель |
1 |
«Планета Земля» |
Вечер музыкальных развлечений «Космическое путешествие». |
|
2 |
«День космонавтики» |
Выставка детского творчества: «Космос» (рисование, лепка, аппликация). |
||
3 |
«Основы безопасности жизнедеятельности» |
Вечер развлечений: «Правила безопасного поведения в разных жизненных ситуациях». |
||
4 |
«Весна» |
Познавательная беседа «Весна идет, весне дорогу!» |
||
Май |
1 |
«День Победы» |
Встреча с ветеранами. Концерт для ветеранов. |
|
2 |
«Моя семья» |
Выставка совместных работ родителей и детей «Генеалогическое дерево моей семьи». |
||
3 |
«До свидания, Детский сад! Здравствуй, Школа!» |
Праздник «До свидания, Детский сад!». |
||
4 |
«Виват, Санкт-Петербург» |
Праздник «Виват, Санкт-Петербург». |
Приложение №3
Циклограмма планирования образовательно-воспитательной деятельности в подготовительной к школе группе
Режимный момент |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Утро |
Ситуативная беседа – Здоровье / Физкультура |
Ситуативная беседа – Безопасность/ Социализация |
Ситуативная беседа – Художественное творчество / Труд |
Ситуативная беседа – Коммуникация/ Чтение художественной литературы |
Ситуативная беседа – Музыка / Познание |
Утренняя гимнастика ( Комплекс №….. )
|
Утренняя гимнастика ( Комплекс №….. ) |
Утренняя гимнастика ( Комплекс №….. ) |
Утренняя гимнастика ( Комплекс №….. ) |
Утренняя гимнастика ( Комплекс №….. ) |
|
Индивидуальная работа – Коммуникация |
Индивидуальная работа – Художественное творчество ( рисование) |
Индивидуальная работа – Познание (ФЭМП) |
Индивидуальная работа – Познание (кругозор, конструкт. или познават.-исследоват. деятельность) |
Индивидуальная работа – Художественное творчество (лепка/аппликация) |
|
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Непосредственная образовательная деятельность |
Познание ( кругозор) |
Познание (ФЭМП) |
Коммуникация |
Познание (ФЭМП)
|
Физическая культура |
Художественное творчество ( рисование)
|
Знакомство с худож. литературой |
Познание (конструкт. / познават.-исслед. деятельность) |
Художественное творчество (лепка/аппликация)
|
Коммуникация |
|
Музыка |
Физическая культура ( на улице)
|
Музыка |
Физическая культура |
|
|
Прогулка 1
|
Наблюдение в природе |
Наблюдение в природе |
Наблюдение в природе |
Наблюдение в природе |
Наблюдение в природе |
Подвижная игра |
Подвижная игра |
Подвижная игра |
Подвижная игра |
Подвижная игра |
|
Индивидуальная работа по развитию движений |
Индивидуальная работа по развитию движений |
Индивидуальная работа по развитию движений |
Индивидуальная работа по развитию движений |
Индивидуальная работа по развитию движений |
|
Трудовые поручения |
Трудовые поручения |
Трудовые поручения |
Трудовые поручения |
Трудовые поручения |
|
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Вечер |
Бодрящая гимнастика (комплекс №……), закаливающие и гигиенические процедуры |
Бодрящая гимнастика (комплекс №……), закаливающие и гигиенические процедуры |
Бодрящая гимнастика (комплекс №……), закаливающие и гигиенические процедуры |
Бодрящая гимнастика (комплекс №……), закаливающие и гигиенические процедуры |
Бодрящая гимнастика (комплекс №……), закаливающие и гигиенические процедуры |
Познавательная беседа – ФК / З |
Познавательная беседа – С / Б |
Досуг музыкальный или физкультурный |
Познавательная беседа – Т / К |
Познавательная беседа – П / ХТ |
|
Игра- –дидактические, настольно-печатные, развивающие игры |
Игра- конструктивные игры |
Игра - творческие, режиссерские игры |
Игра- театрализованные игры |
Игра – сюжетно-ролевая игра |
|
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
Самостоятельная деятельность детей |
|
Чтение художественной литературы |
Чтение художественной литературы |
Чтение художественной литературы |
Чтение художественной литературы |
Чтение художественной литературы |
|
Прогулка 2 |
Самостоятельная деятельность детей + спортивные игры |
Самостоятельная деятельность детей + игры с природными материалами |
Самостоятельная деятельность детей + спортивные игры
|
Самостоятельная деятельность детей + игры с природными материалами |
Самостоятельная деятельность детей + спортивные игры
|
Работа с родителями – 1.Индивидуальные беседы по итогам дня. 2.Консультации по мере необходимости
|
Работа с родителями – 1.Индивидуальные беседы по итогам дня. 2.Консультации по мере необходимости |
Работа с родителями – 1.Индивидуальные беседы по итогам дня. 2.Консультации по мере необходимости |
Работа с родителями – 1.Индивидуальные беседы по итогам дня. 2.Консультации по мере необходимости |
Работа с родителями – 1.Индивидуальные беседы по итогам дня. 2.Консультации по мере необходимости |
Приложение №4
Ежедневное планирование
_________________________«____»_________________________20__________
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
|
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Утро |
Ситуативная беседа:
|
Утренняя гимнастика, Комплекс № |
|||
Индивидуальная работа:
|
|||
Самостоятельная деятельность детей |
|||
Прогулка 1 |
Наблюдение в природе:
|
||
Подвижная игра:
|
|||
Индивидуальная работа:
|
|||
Трудовые поручения:
|
|||
Самостоятельная деятельность детей |
|||
Вечер |
Бодрящая гимнастика, Комплекс № . Закаливающие и гигиенические процедуры. |
||
Познавательная беседа/досуг:
|
|||
Игра:
|
|||
Самостоятельная деятельность детей |
|||
ЧХЛ:
|
|||
Прогулка 2 |
Самостоятельная деятельность детей +спортивные игры/игры с природным материалом:
|
||
Работа с родителями – 1.Индивидуальные беседы по итогам дня 2.Консультации по мере необходимости |
|||
Непосредственная образовательная деятельность |
|
||
|
|||
|
|||
Создание условий для самостоятельной детской деятельности (предметно-развивающая среда) |
|
||
Взаимодействие с семьей |
|
Приложение №5
Примерное заполнение таблицы ежедневного планирования
Четверг «13» октября 2011 г.
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
|
Образовательная деятельность в режимных моментах |
Утро |
Ситуативная беседа: Правила разговора по телефону. |
Утренняя гимнастика, Комплекс № 3 |
|||
Индивидуальная работа: Аня, Рома, Маша – признаки времен года |
|||
Самостоятельная деятельность детей |
|||
Прогулка 1 |
Наблюдение в природе: Разнообразие цвета и формы осенних листьев |
||
Подвижная игра: «Ловишки с ленточками» |
|||
Индивидуальная работа: Артем, Вероника – учить метать на дальность |
|||
Трудовые поручения: Подготовка мячиков для метания, ленточек для игры |
|||
Самостоятельная деятельность детей |
|||
Вечер |
Бодрящая гимнастика, Комплекс № 3 . Закаливающие и гигиенические процедуры. |
||
Познавательная беседа/досуг: Для чего нужна людям математика? |
|||
Игра: Настольный театр «Три поросенка» |
|||
Самостоятельная деятельность детей |
|||
ЧХЛ: Сказки «Три медведя», «Волк и семеро козлят» |
|||
Прогулка 2 |
Самостоятельная деятельность детей +спортивные игры/игры с природным материалом: строим из природного материала домики для трех поросят. |
||
Работа с родителями – 1.Индивидуальные беседы по итогам дня 2.Консультации по мере необходимости |
|||
Непосредственная образовательная деятельность |
Познание (ФЭМП): Закрепление решения арифметических примеров в пределах 10. Знакомство с числами 2-ого десятка. |
||
ХТ, Аппликация: «Бабочка». Закреплять навык криволинейного, симметричного вырезывания. |
|||
Музыка: по плану музыкального руководителя |
|||
Создание условий для самостоятельной детской деятельности (предметно-развивающая среда) |
Внесение в предметно-развивающую среду: 1. Иллюстрации бабочек 2. Плакат «Числа 2-ого десятка» |
||
Взаимодействие с семьей |
Рекомендации по закреплению навыков устного счета. |
Список использованной литературы
- Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ https://vk.com/club127722071